65 водный кодекс

Основные законодательные документы

Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ. Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др.

Подчеркивается, что при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. При проведении хозяйственной деятельности человека, в том числе и при внедрении в производство новых технологических процессов, необходимо учитывать их влияние на состояние водных объектов и окружающей природной среды в целом.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, создаются водоохранные зоны. Это территории, примыкающие к акватории водного объекта, на которых устанавливается специальный режим использования и охраны водных ресурсов, а также осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.

Участники водных отношений

К участникам водных отношений относятся Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. Правовой статус участников водных отношений определяется различными нормативными правовыми актами. ВК РФ не выделяет особый статус участников водных правоотношений, поэтому при его установлении следует применять иное законодательство.

Гражданско-правовой статус субъектов водных отношений отражен в ГК РФ: способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007г. №253 (далее – Положение), государственный водный реестр (далее – реестр) представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Под документированными сведениями в данном Положении понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам, носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Реестр содержит разделы «Водные объекты и водные ресурсы», «Водопользование» и «Инфраструктура на водных объектах».

В раздел «Водные объекты и водные ресурсы» реестра включаются сведения:

  1. о бассейновых округах;
  2. о речных бассейнах;
  3. о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях.

В раздел «Водопользование» реестра включаются сведения:

  1. о водохозяйственных участках;
  2. о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, а также других зонах с особыми условиями их использования;
  3. об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты;
  4. о договорах водопользования, в том числе об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров;
  5. о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе об их государственной регистрации, а также о прекращении права пользования водными объектами, представленными на основании этих решений;
  6. об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами;
  7. о разрешениях на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

В раздел «Инфраструктура на водных объектах» реестра включаются сведения:

  1. о водохозяйственных системах;
  2. о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.

Разделы реестра состоят из подразделов, обеспечивающих систематизацию сведений. Фома реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждены Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Прием заявителей по процедуре предоставления сведений или копий документов из реестра

Для получения сведений или копий документов из реестра заявителю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отдел водных ресурсов Нижне-Обского БВУ.

График приема заявителей в отделах водных ресурсов:

Дни недели Часы приема
понедельник, среда 14.00 — 17.00
пятница 09.00 — 12.00

Консультирование заявителей по процедуре предоставления сведений из реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в реестр, проводится в часы приема.

Все консультации являются безвозмездными.

Адреса отделов водных ресурсов Нижне-Обского БВУ и номера кабинетов, в которых осуществляется прием заявителей при исполнении государственной услуги:

№ п/п Наименование отдела водных ресурсов Нижне-Обского БВУ Адрес Номер кабинета Номера телефонов, e-mail ФИО заместителя руководителя Нижне-Обского БВУ — начальника отдела водных ресурсов
1 Отдел водных ресурсов по Курганской области г. Курган, ул. М.Горького, 41 № 410 тел.: (3522) 42-19-72, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Плаксина Антонина Тимофеевна
2 Отдел водных ресурсов по Омской области г. Омск, ул. Степная, 220 № 305 тел.: (3812) 53-52-32, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Шантина Ирина Владимировна
3 Отдел водных ресурсов по Свердловской области г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 55 № 219 тел.: (343) 257-65-75; 257-21-73; 257-74-63. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Гетманская Ольга Владимировна
4 Отдел водных ресурсов по Тюменской области г. Тюмень, ул. Одесская, 27 № 204 тел.: (3452) 41-49-97, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Хилько Любовь Юрьевна
5 Отдел водных ресурсов по Челябинской области г. Челябинск, ул. Калинина, 13-а № 2 тел.: (351) 791-84-72; 791-29-02.e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Середа Владимир Васильевич
6 Отдел водных ресурсов по Ханты-Мансийскому АО-Югре г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина — Горкавича, д.8 цокольный этаж тел.: (3467) 32-72-24; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Деомидова Жанна Николаевна
7 Отдел водных ресурсов по Ямало-Ненецкому АО г. Салехард, ул. Ямальская, 12 № 1 тел.: (34922) 4-10-69,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Антипина Марина Андреевна