855 ГК РФ

Немного истории

Если на расчетном счете клиента банка достаточно средств, то эти средства списываются со счета в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание. Такое списание именуется календарной очередностью, а пункт 1 статьи 855 ГК РФ, в котором прописан указанный порядок, проблем не создавал и не менялся с 1996 года.

Проблемным считается пункт 2 статьи 855 ГК РФ, в котором установлена очередность списания денежных средств со счета в ситуации их дефицита (недостаточности).

В первоначальной редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ было установлено, что в первую и вторую очередь списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда, выплату выходных пособий и расчеты по оплате труда, по вознаграждениям по авторскому договору. А в третью очередь предусматривалось списание по документам с платежами в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производилось списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

И только в пятую очередь значилось списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Поскольку к другим платежным документам в равной мере относятся «платежки» как на выдачу заработной платы, так и на оплату счетов поставщиков, то до выплаты заработной платы дело могло доходить в последнюю очередь.

Однако в стране в конце 90-х годов была сложная экономическая ситуация, имелась массовая многомесячная задолженность по заработной плате. И с учетом напряженной обстановки законодатель пошел навстречу населению, изменив очередность таким образом, что при недостаточности денежных средств на расчетном счете списание денежных средств для расчетов по оплате труда (третья очередь) формально получило приоритет перед списанием денежных средств по платежам в бюджет (четвертая очередь).

Эта конструкция сохранялась вплоть до внесения последних поправок Федеральным законом от 02.12.13 № 345-ФЗ в пункт 2 статьи 855 ГК РФ в конце 2013 года.

Правда, в 1997 году против нее выступил Конституционный Суд РФ и в постановлении от 23.12.97 № 21-П положения о третьей очереди были признаны неконституционными, поскольку они, по мнению суда, могли приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

Но мнение судей не устроило население, поскольку под предлогом исполнения налоговых обязательств предприятия опять стали задерживать зарплату. В Госдуму пошел шквал жалоб от граждан, трудовых коллективов, профсоюзов (постановление Госдумы РФ от 23.01.98№ 2140-II ГД ).

И тогда у парламента родилось некое «Соломоново решение»: впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 ГК при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных к первой и второй очереди.

Долгожданные поправки

В старой редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ было шесть очередей списания денежных средств с расчетного счета при дефиците этих средств. В новой редакции этого пункта осталось пять очередей.

В первую очередь по-прежнему производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

Во вторую очередь списания по-прежнему включено списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда. Однако по новым правилам к получателям этих средств отнесены не только лица, работающие (в настоящее время), но и лица, работавшие (ранее) по трудовому договору, в том числе по контракту. Аналогичная очередность по-прежнему применяется при списании денежных средств по исполнительным документам для расчетов по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Третья очередь, пожалуй, самая интересная, ее максимально затронули поправки.

По-прежнему речь идет о платежных документах, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту). Это, в частности платежные поручения на выплату заработной платы и прочих вознаграждений в рамках трудовых отношений.

Вместо ранее упоминаемых в третьей очереди расчетов по поручениям, связанным с отчислениями самого клиента в ПФР, ФСС РФ и ФОМС теперь в третьей очереди списания фигурирует списание по поручениям:

1) налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пени и штрафы не упомянуты);

2) органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (пени и штрафы не упомянуты).

В четвертой очереди раньше упоминались платежные поручения клиента банка об отчислениях в бюджет и внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди, и выполнялись в четвертую очередь.

Теперь в четвертую очередь списываются деньги по исполнительным документам, отличным от тех, по которым деньги списываются в первую или вторую очередь. Раньше они оплачивали в пятую очередь.

И наконец, в пятую очередь по новым правилам производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности, которое раньше производилось в шестую очередь.

В пункте 2 статьи 855 ГК РФ сохранилось важное правило: списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Блокировка расчетного счета и инкассо от контролеров

Порядок приостановления налоговой инспекцией операций по счетам в банках, организаций и индивидуальных предпринимателей а также порядок приостановления переводов электронных денежных средств этих лиц (далее — блокировка расчетных счетов) установлен статьей 76 НК РФ.

Основные причины блокировки расчетных (валютных) счетов налогоплательщиков следующие:

1) неисполнение требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени и штрафа. Блокируются переводы в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о блокировке, которая, в свою очередь, равна сумме, отраженной в неоплаченном налогоплательщиком требовании (п. 1, 2 ст.76 НК РФ);

2) подозрения налоговой инспекции, что налогоплательщик уведет деньги из банка и не заплатит доначисленное по результатам налоговой проверки. Сначала налагается запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества нарушителя, а если его недостаточно, то на сумму разницы блокируется расчетный счет (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);

3) просрочка подачи налоговой декларации увеличенная на 10 дней после установленного срока ее представления (п. 3 ст.76 НК РФ).

Для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов инспекция может блокировать счета в банке инвестиционного товарищества и всех его участников (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). Также налоговый орган может наложить арест на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей (п. 3.1 ст. 77 НК РФ).

В настоящее время органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС РФ) пока не обладают полномочиями приостанавливать операции по банковским счетам страхователей.

Пунктом 1 статьи 76 НК РФ установлено, что блокировка расчетного счета не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Как и прежде, этой норме соответствуют первая и вторая очереди списания денежных средств, определенные обновленным пунктом 2 статьи 855 ГК РФ.

Кроме того, не блокируются операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Однако блокировка счета не всегда совпадает по сроку с передачей в банк инкассового поручения налоговой инспекции или органов контроля за уплатой страховых взносов. Кстати, блокировка счета по причине просрочки подачи декларации вовсе не сопровождается инкассовым поручением контролеров.

Если раньше официальные органы настаивали на том, что при блокировке счета с него обычным поручением клиента или с помощью банковского чека снять деньги на зарплату не получится, то в последнее время эта позиция смягчилась.

В письме от 11.07.13 № 03-02-07/1/26857 Минфин России рассматривает блокировку счета на основании пункта 3 статьи 76 НК РФ (за просрочку подачи налоговой декларации. В этом случае блокируемая сумма не ограничена). В письме указано, что при отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему РФ банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

В письме Минфина России от 11.07.13 № 03-02-07/1/26955 сказано, что при наличии у банка решения налогового органа о блокировке расчетного счета налогоплательщика (в письме не уточняется основание блокировки) и отсутствии поручений налогового органа на перечисление налогов (соответствующих пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ, а также платежных документов на списание денежных средств в счет уплаты платежей, относящихся к первой и второй очереди, банк вправе исполнить расчетные документы клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

ФНС России в письме от 27.02.13 № АС-4-2/3225 указывает, что банк обязан исполнять платежные документы на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, клиента, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, если такие расчетные документы поступили раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, или расчетные документы, предусматривающие платежи в эти бюджеты вообще не предъявлялись.

Приведенные нами разъяснения даны с учетом старой редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ. Однако, поскольку согласно новой его редакции оплата труда по платежным документам клиента банка состоит в одной (третьей) очереди с поручениями контролирующих органов то получается, что оснований для изменения позиции официальных органов не имеется.

Статья 855. Очередность списания денежных средств со счета

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»

С учетом этих особенностей БК РФ установлены специальные правила регулирования указанных отношений, заключающиеся в предоставлении публично-правовому образованию права на бесспорное взыскание процентов (платы) за пользование кредитом и пеней, а также заемных средств при их нецелевом использовании или нарушении срока возврата (статьи 284, 284.1, 289, 290, 291 БК РФ, пункт 2 статьи 854 ГК РФ). Кроме того, возврат данных средств и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет (пункт 11 статьи 76 БК РФ), что является основанием для отнесения этих платежей при определении очередности списания денежных средств со счета должника к третьей очереди (статья 855 ГК РФ, статья 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», статья 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», статья 31 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»).

<Письмо> ФСС РФ от 28.10.2009 N 02-10/05-10618 <О заполнении страхователем платежного поручения на перечисление в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование>

При заполнении страхователем платежного поручения на перечисление в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в поле (21) формы платежного поручения, где указывается очередность платежа, проставляется очередность в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановление ГД ФС РФ от 23.01.1998 N 2140-II ГД «О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 г. N 21-П «О проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

23 декабря 1997 года Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело по запросу Президиума Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принял Постановление, которым признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего первоочередность списания денежных средств со счетов банков по платежным документам для расчетов по оплате труда с гражданами по отношению к списанию денежных средств по платежам в бюджет. Результатом принятия указанного Постановления стала отмена преимущества по выплате заработной платы, установленного Федеральным законом от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации».

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к статье 855 Гражданского Кодекса РФ

1. Порядок списания денежных средств со счета клиента зависит от того, достаточно ли на счете денежных средств для удовлетворения поступающих требований.

При наличии на счете денежных средств их списание со счета производится в календарной очередности — в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

Иной порядок списания денежных средств со счета может быть предусмотрен законом. В настоящее время такого закона нет.

Стороны своим соглашением не могут предусмотреть иной порядок списания средств со счета. Такой договор не допустим ни между банком и клиентом, ни между клиентом банка и его контрагентом по договору.

2. Если денежных средств на счете недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание осуществляется в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855, которая устанавливает шесть очередей требований, по которым может производиться списание. Тем не менее фактически сложилось пять очередей, что связано с признанием несоответствующим ст. 19 Конституции РФ абз. 4 п. 2 коммент. ст., устанавливающего третью очередь требований. В связи с этим предполагается внесение соответствующих изменений в ст. 855. До принятия таких изменений абз. 4 применению не подлежит как не имеющий юридической силы. С 1998 г. по настоящее время третья и четвертая очереди платежей, предусмотренные п. 2 ст. 855, объединяются в одну очередь ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Списание денежных средств по требованиям одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов. Исполнение расчетных документов осуществляется только по требованиям, срок платежа по которым уже наступил. Если клиент имеет в банке несколько счетов одного вида, очередность списания определяется отдельно по требованиям, предъявленным к каждому счету.

Разделение требований на очереди зависит не только от правовой природы самих требований, но и от предъявляемого в банк документа. Так, аналогичные требования могут быть помещены в разные очереди в зависимости от того, по какому документу они предъявляются. Платежи по исполнительным документам, закрытый перечень которых содержится в ст. 12 Закона об исполнительном производстве, имеют приоритет перед платежами по иным платежным документам. По такому признаку отличаются, напр., требования, отнесенные ко второй и третьей очередям, а также к пятой и шестой.

Требования залогодержателей в отдельную очередь не выделяются, так как денежные средства, находящиеся на банковском счете, не могут быть предметом залога (п. 3 информационного письма ВАС от 15 января 1998 г. N 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге» // Вестник ВАС. 1998. N 3).

3. К первой очереди относятся требования по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов. К первой очереди не могут быть отнесены аналогичные требования по иным документам, кроме исполнительных. Так, заявление плательщика о добровольной уплате алиментов не является исполнительным документом, поэтому перечисление на его основании производится по пятой группе очередности платежей (письмо ЦБ РФ от 7 мая 1996 г. N 17-2-13/318 «Об очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц» // Документ опубликован не был).

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499) до внесения изменений в п. 2 ст. 855 при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных п. 2 ст. 855 к первой и второй очередям.

Таким образом, фактически третью очередь требований составили платежи в бюджеты и платежи по оплате труда по любому расчетному документу, кроме исполнительных документов.

В рамках данной очереди в банк могут поступать разные требования по одному расчетному документу (оплата труда, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.п.), поэтому при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех требований к ним нельзя применить календарную очередность. В соответствии с ч. 6 п. 31 Инструкции ГНС N 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (Российские вести. 1995. N 169, 174, 179) если на счете организации-работодателя недостаточно средств для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет с фактически выплаченных физическим лицам сумм.

В очередности, предусмотренной для списания основного платежа, исполняются также расчетные документы на списание сумм штрафов, пеней и других финансовых санкций, поступающих в доходы бюджетов всех уровней и внебюджетные фонды (письмо ЦБ РФ от 2 декабря 1996 г. N 144-96 «Об очередности списания штрафных и иных санкций» // Вестник Банка России. 1996. N 67).

В четвертую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к пятой очереди, — по другим денежным требованиям на основании исполнительных документов.

Наконец, в пятую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к шестой очереди, — по другим платежным документам.

4. Платежи, отнесенные к одной очереди, производятся после оплаты требований предыдущей очереди.

Если по окончании операционного дня предъявленные в банк платежные документы не могут быть оплачены в связи с отсутствием средств на счете клиента, денежные средства списываются со счета плательщика и отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со счетов клиентов, но не проведенных по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации в связи с недостаточностью денежных средств на счете (п. 4.3 Положения ЦБ РФ N 2-П).

Неисполненные расчетные документы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету: расчетные документы по исполнительным документам — в картотеку в подразделении расчетной сети Банка России, а расчетные документы по другим платежам — в картотеку, ведущуюся в банке (п. 4.4 Положения ЦБ РФ N 2-П). В картотеке расчетные документы распределяются в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855.

5. Очередность списания денежных средств, предусмотренная п. 2 ст. 855, императивно устанавливает порядок списания. Другая очередность не может быть установлена ни другим законом, ни договором.

Статья 855 ГК РФ. Очередность списания денежных средств со счета

Новая редакция Ст. 855 ГК РФ

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.

Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.

5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 — 559. Автор комментария к ст. 255 — Д.Л. Комягин).

6. Правило комментируемой статьи об очередности платежей применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника, которое осуществляется через банк. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная ст. 78 Закона об исполнительном производстве.