Градостроительный кодекс ст 49

Понятие «объект индивидуального жилищного строительства» предлагается приравнять к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»

Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 302153-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2017 года

Предложенными Правительством РФ поправками предлагается, в том числе:

ввести в Градостроительный кодекс РФ понятие «объект индивидуального жилищного строительства» (это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости), и приравнивание данного понятия к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»;

исключить необходимость подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции объекта ИЖС, садового дома (застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к указанному объекту, дому);

определить порядок принятия решений о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, обеспечении сноса самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями;

предусмотреть, что (в случае если это установлено законом субъекта РФ) обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа;

расширить основания для приостановления регистрации прав на недвижимое имущество регистратором (в том числе если в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенного, реконструированного объекта ИЖС, садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство);

предусмотреть, что до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемом строительстве указанных объектов и уведомлений об окончании строительства таких объектов.

Статья 3 ГрК РФ. Законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Комментируемая статья определяет состав и соподчиненность правовых актов градостроительного законодательства Российской Федерации.

Понятие «законодательство» включает в себя нормативные акты, принятые высшими органами законодательной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Более широкое толкование понятия «законодательство» неоправданно, т.к. пересекается с понятием «нормативные правовые акты».

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство, а следовательно, и градостроительное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи градостроительное законодательство составляют нормы Градостроительного кодекса — основного кодифицированного акта, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ.

Части 2 — 4 комментируемой статьи устанавливают правило, согласно которому градостроительные нормы, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах, должны соответствовать Градостроительному кодексу. Тем самым закреплен приоритет Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим градостроительные нормы, в части указанных норм.

Градостроительные правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ, могут как конкретизировать правовые нормы Градостроительного кодекса и федеральных законов, так и восполнять пробелы в законодательном регулировании.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие градостроительные отношения, в пределах полномочий, определенных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и указами Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются во исполнение норм Градостроительного кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Отдельные вопросы градостроительной деятельности регулируют следующие акты.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Вопросы градостроительной деятельности, а также связанные с ними отношения регулируются следующими нормативными правовыми актами.

I. Законодательные акты:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности»;

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»;

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»;

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 18 декабря 2006 г.);

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии»;

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» были внесены изменения. В частности, установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

До 1 января 2008 г. по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

II. Указы Президента Российской Федерации:

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

III. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации»;

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»;

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»;

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами»;

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника»;

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии»;

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 «О Правительственной комиссии по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 «Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования»;

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах»;

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения»;

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам»;

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286;

Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418;

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы»;

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 «О Федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»;

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 480 «Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 — 2005 годы»;

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 581 «О Федеральной целевой программе «Юг России»;

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 годы и до 2015 года)»;

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»;

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 «О Федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 — 2010 годы)»;

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 815 «О Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 — 2010 годы)»;

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.).

IV. Отдельные ведомственные нормативные правовые акты:

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов»;

строительные нормы и правила СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», утвержденные Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. N 18-77. Порядок проведения инженерных изысканий регулируется также СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»; СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства»; СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства»; СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства» и др.;

Постановление Госстроя РФ от 29 октября 1993 г. N 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации»;

Приказ Госстроя РФ от 28 сентября 1999 г. N 63 «О территориальных проектных (изыскательских) организациях в области строительства, архитектуры и градостроительства»;

Приказ Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 93 «Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса».

Комментарий к СТ 18 ГрК РФ

Статья 18 ГрК РФ. Документы территориального планирования муниципальных образований

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового института документов территориального планирования муниципальных образований, в которые включены:
— определение трех категорий документов территориального планирования муниципальных образований;
— установление трех видов нормативных правовых актов, регламентирующих три стадии (подготовки, изменения, реализации) работы с документами территориального планирования муниципальных образований;
— обозначение обязанности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти установить порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии;
— регламентация статуса документов территориального планирования муниципальных образований в части установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке;
— условия установления (изменения) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, в границах таких поселения, городского округа;
— полномочие представительного органа местного самоуправления сельского поселения принимать решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии двух условий.
Как установлено законодателем в ч. 1 рассматриваемой статьи, три категории документов территориального планирования муниципальных образований включают:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов (см. ст. ст. 19 — 22, 27, 29 Кодекса);
2) генеральные планы поселений (см. ст. ст. 23 — 29 Кодекса);
3) генеральные планы городских округов (см. ст. ст. 23 — 29 Кодекса).

2. Рассматриваемые нормы определяют установление трех видов нормативных правовых актов, регламентирующих три стадии (подготовки, изменения, реализации) работы с документами территориального планирования муниципальных образований.
Таким образом, регламентация состава и порядка подготовки (изменения) документов территориального планирования муниципальных образований, а также состава и порядка подготовки планов реализации таких документов может осуществляется только тремя видами документов (настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).
Отметим, что комментируемые положения установили еще один вид обязательного документа территориального планирования муниципальных образований — планов реализации соответствующих схем (генеральных планов).

3. В правилах комментируемой части законодатель определил обязанности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти установить порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии.
В данной связи следует указать на требования Минрегиона России к порядку представления проектов документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в целях исполнения требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178, копии проектов документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований направляются в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. Указанные проекты представляются на согласование в Минрегион России сопроводительным письмом с приложением 26 дисков, содержащих копии проекта в формате JPEG, и одного диска, содержащего две копии проекта (один в формате JPEG и один в формате MapInfo).

4. Комментируемая часть включает регламентацию статуса документов территориального планирования муниципальных образований в части установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
Отметим, что основы правового регулирования изменения границ муниципального образования обозначены в положениях ст. 12 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями определено условие установления (изменения) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, в границах таких поселения, городского округа, согласно которому такие действия осуществляются без нарушения границ соответствующих поселений, городских округов.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил полномочие представительного органа местного самоуправления сельского поселения принимать решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии двух условий. Такими условиями законодатель обозначил:
1) отсутствие утвержденной программы комплексного социально-экономического развития сельского поселения и планов по изменению существующего использования территории этого поселения;
2) отсутствие перспектив размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения согласно документов территориального планирования РФ, субъекта РФ, муниципального района.