Кодекс административного судопроизводства

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

— по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

— по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

— по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

— по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

— по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

— дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

— иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств. Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика. Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

— административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

— административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

— административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Статья 41. Участие в административном деле нескольких административных истцов или нескольких административных ответчиков

Ст. 41 КАС РФ

1. Административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие).

2. Процессуальное соучастие допускается, если:

1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;

2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;

3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.

3. Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).

4. Административные соистцы могут вступить в административное дело до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу.

5. В случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

6. О вступлении в административное дело административного соистца (административных соистцов) или об отказе в этом, о привлечении к участию в административном деле административного соответчика (административных соответчиков) или об отказе в этом судом выносится мотивированное определение. В случае отказа лица вступить в административное дело в качестве административного соистца оно может самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

7. После вступления в административное дело административных соистцов и после привлечения к участию в административном деле административных соответчиков подготовка административного дела к судебному разбирательству и разбирательство административного дела производятся с самого начала, за исключением случая ведения этого дела через единого представителя или через уполномоченное лицо, действующих от имени всех административных истцов или всех административных ответчиков.

Комментарий к Статье 41 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. Процессуальное соучастие — это участие в одном и том же судебном процессе нескольких административных истцов или административных ответчиков, права, требования или обязанности которых не исключают друг друга.

2. Чаще всего основанием административного процессуального соучастия ученые называют множественность управомоченных или (и) обязанных субъектов материальных правоотношений, а также однородность материально-правовых требований одного управомоченного лица к нескольким обязанным либо наоборот.

3. Требования нескольких лиц или (и) к нескольким лицам могут быть объединены в одно административное исковое требование самими заинтересованными сторонами или судом <139>.
———————————
<139> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Грось Л. Институт процессуального соучастия: связь между процессуальным и материальным правом // Рос. юстиция. 1998. N 3.

4. С учетом того, что присоединение к апелляционной жалобе не носит характера самостоятельного обжалования судебного решения и не ограничено сроками, предусмотренными ст. 298 КАС РФ, заявление о присоединении к жалобе соучастников и заинтересованных лиц, выступающих в судебном процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее апелляционную жалобу, может быть подано вместе с апелляционной жалобой, а также самостоятельно, в том числе в процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

5. Соучастие в административном судопроизводстве нельзя путать с соучастием в уголовном праве.

6. Соучастники в административном судопроизводстве вместе участвуют в судебном процессе и не обязательно совместно нарушали права и законные интересы других лиц и т.п.

Что изменилось в работе юриста после вступления в силу КАС РФ

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС). Он регулирует производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по некоторым иным категориям споров.

Эта рекомендация рассказывает о том, что изменилось в работе юриста в связи со вступлением в силу КАС:

  • какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются среди юристов,
  • какие дела суды рассматривают по правилам КАС,
  • кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС,
  • когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет,
  • насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием.

Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются среди юристов

Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).

Заблуждение № 1: порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.

Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заблуждение № 2: КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.

Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений, которые отнесены к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).

Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС

По сути часть дел, которые всегда рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ, законодатель вывел из орбиты правового регулирования этого кодекса. Теперь такие дела рассматриваются по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.

1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС. Эти дела характеризуются неравенством фактического положения сторон, поскольку это почти всегда споры гражданина или организации с органом, наделенным властными полномочиями, либо с должностным лицом этого органа. Тем самым суды осуществляют последующий контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц.

Сюда включаются следующие категории дел:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи,
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Иными словами, это те категории дел, по которым суды осуществляют предварительный судебный контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц. Это дела:

  • о прекращении деятельности средств массовой информации,
  • о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц,
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра,
  • о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении,
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы,
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке,
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке,
  • иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС

КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.

Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.

Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.

Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.

Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.

Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).

Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации).

Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в областных и равных им судах и в Верховном суде РФ граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование. Такие правила установлены в части 9 статьи 208 КАС.

Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).

Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет

КАС предоставляет участникам процесса возможность подавать исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, иные заявления и ходатайства не только в традиционном (бумажном), но и в электронном виде. Это происходит посредством заполнения формы, которая размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, подобно тому как это уже давно практикуется в арбитражном процессе. Такие правила установлены в части 2 статьи 45, части 8 статьи 125, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347 КАС.

Также КАС вводит правило о том, что информацию о принятии административного искового заявления или жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суд обязан размещать на своем официальном сайте в сети Интернет. Суд обязан будет это сделать не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено в КАС. Такие правила установлены в части 7 статьи 96 КАС.

Кроме того, КАС устанавливает правило о том, что участвующие в деле лица по их ходатайству вправе получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен). Данные копии будут являться электронными документами, которые подписаны судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в части 4 статьи 45 КАС.

Однако данные положения вступают в силу только с 15 сентября 2016 года (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Это связано с тем, что в пока еще отсутствует физическая возможность подавать иски и жалобы по административным делам через Интернет. Однако законодатель дает нам понять, что у участников административных споров такая возможность скоро появится.

Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием

Помимо вышесказанного, многие положения КАС повторяют положения Гражданского процессуального кодекса РФ, с небольшими (как правило, несущественными) изменениями. Большая часть изменений связана с добавлением по тексту слов административный в различных падежах: административный истец, административный ответчик, административный иск, административное дело и т. п.

В сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ КАС по-иному регулирует, в частности, следующие вопросы.

1. Председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС).

2. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов судебные акты (ч. 1 ст. 16 КАС), как в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, а не судебные постановления, как в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

3. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.

4. КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).

5. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно (гл. 7 КАС).

6. Появились новые меры процессуального принуждения, то есть реагирования суда на нарушения участниками процесса порядка проведения судебного заседания: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).

7. Увеличились размеры судебных штрафов. В Гражданском процессуальном кодексе РФ размер большинства штрафов не превышает 1 тыс. руб., а максимальный размер штрафа в кодексе 5 тыс. руб. КАС же устанавливает, что судебный штраф может быть наложен в следующих размерах: на государственный орган до 100 тыс. руб., на орган местного самоуправления и иные органы (организации) с публичными полномочиями до 80 тыс. руб., на организации до 50 тыс. руб., на должностное лицо до 30 тыс. руб., на государственного или муниципального служащего до 10 тыс. руб., на гражданина до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.

8. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления (ч. 1 ст. 127 КАС), а не в течение пяти, как это было ранее.

9. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок (гл. 33 КАС).

10. В КАС появились главы, которых ранее не было в Гражданском процессуальном кодексе РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:

  • производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл. 25 КАС),
  • производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС),
  • производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ (гл. 23 КАС),
  • производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации (гл. 27 КАС).

11. По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 26 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 310 ст. 305 КАС).

12. Суд апелляционной инстанции получил право в определенных случаях отменить обжалованное решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 3 ст. 309 КАС).

13. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции (ч. 4 ст. 318, ч. 4 ст. 333 КАС).

Помимо этого, есть немало иных незначительных изменений КАС в сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В ряде случаев КАС закрепил положения, практика применения которых уже сложилась в рамках гражданского судопроизводства. Например, в части 1 статьи 96 КАС указывается на возможность суда известить участвующих в деле лиц посредством СМС-сообщений при соблюдении определенных условий. В настоящее время такая возможность установлена в приказе Судебного департамента при Верховном суде РФ от 25 декабря 2013 г. № 257 Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений и разъяснена в ряде постановлений Пленума Верховного суда РФ.

Большинство же из положений КАС в сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ не претерпели особых изменений. Например, порядок отвода судьи, нескольких судей либо состава суда, порядок исчисления процессуальных сроков, порядок кассационного и надзорного производства и др.

Источник Система Юрист

Архив новостей

Порядок подачи административного иска и оплата госпошлины по кас рф

Вопрос об освобождении сторон по административному делу от судебных расходов разрешается при приеме административного искового заявления, а в необходимых случаях — при вынесении решения по делу <261.

<261 По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 года N 4 «Об устранении недостатков в практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и судебных издержек по уголовным делам» // Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам.
М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 307. 3.
Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков; 10) физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений суда, постановлений президиума суда, копий других документов из административного дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.
4. Когда же государственные органы выступают в качестве административных ответчиков, они уплачивают государственную пошлину при подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения судов на общих основаниях, то есть в размере, установленном подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ <259.