Незаконная миграция УК РФ

Статья 160 УК РФ: комментарии

Преступления, которые предусмотрены в ч. 1-3 рассматриваемой статьи, совершенные участниками организованной группы или в особо крупных размерах, предусматривают до 10-ти лет заключения. Дополнительно может назначаться штраф до 1 млн руб. либо в сумме дохода/зарплаты за три года, а также ограничение свободы до 2-х лет. Последние санкции устанавливаются по усмотрению суда.

Присвоение либо растрата, предусмотренные в общем составе, приравниваются к хищению и имеют все его признаки. Они выступают в качестве способов неправомерного завладения чужим имуществом. Для растраты или присвоения свойственен факт нахождения материальных ценностей в правомерном пользовании виновного ввиду его служебного либо должностного статуса. Владение может основываться и на договоре (например, о материальной ответственности), ином специальном поручении. Все это обуславливает осуществление виновным субъектом полномочий по управлению, доставке, хранению, использованию, распоряжению относительно чужого имущества. Владение в данном случае необходимо отличать от наличия доступа к материальным ценностям в рамках выполняемых работ либо ввиду иных обстоятельств. Хищение имущества в этих ситуациях будет квалифицироваться как кража. Также следует отличать случаи, в которых субъект, обратив материальные ценности в пользу иных лиц, действует для осуществления предполагаемого либо действительного права. К примеру, лицо присваивает имущество в счет обеспечения обязательств, не выполненных собственником. При наличии оснований, установленных ст. 330 Кодекса, поведение виновного можно квалифицировать как самоуправство.

Комментарии к СТ 322

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах федеральной миграционной службы» и утвержденное этим Постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.
2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.
Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.
Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
———————————
Российская газета. 2002. 5 июня.

Статья 322

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (гл.2 — порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ, гл.3 — порядок выезда гражданина РФ из РФ, гл.4 — порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, гл.5 — въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);
2) ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (гл.2 — порядок оформления приглашений на въезд в РФ);
3) ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ст. 8 — осуществление миграционного учета, гл.3 — регистрация иностранных граждан по месту жительства, гл.4 — учет иностранных граждан по месту пребывания);
4) ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (гл.8.1 — урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ);
5) Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (ст. 1 — государственная граница РФ, раздел 2 — установление и изменение прохождения, обозначение государственной границы, ст. 9 — пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, ст. 11 — пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу, ст. 14 — разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, ст. 23 — порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу);
6) Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (ст. 10 — основные направления работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами);
7) акты Президента РФ:
— Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13.06.2012);
— указ от 15.01.2013 N 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»;
— указ от 12.03.96 N 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации»;
8) акты Правительства РФ:
— постановление от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»;
— постановление от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы»;
— постановление от 04.06.2012 N 546 «Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;
— постановление от 10.05.2010 N 310 «Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи»;
— постановление от 26.05.2009 N 450 «О Правительственной комиссии по миграционной политике»;
— постановление от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;
— постановление от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
— распоряжение от 15.03.2005 N 277-р «О Концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения»;
— постановление от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте»;
— постановление от 09.06.2003 N 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»;
9) иные подзаконные акты:
— приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»;
— приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»;
— приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 452 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах»;
— приказ МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 N 338/97 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда»;
— приказ ФМС РФ от 08.11.2007 N 430 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства».

2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Организация незаконных пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства означает планирование названных деяний, подбор соучастников, руководство непосредственным совершением преступления и т.д.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Рост преступности, проблема перенаселения, экономические потери государства, уклонение от уплаты налогов и т. д. – это последствия незаконной миграции – демографического процесса, наносящего ощутимый ущерб интересам Российской Федерации на международной арене.

В связи с этим 13.06.1996 власти РФ внесли в Уголовный кодекс новую статью – ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции».

Что грозит человеку, который пересек границу РФ при отсутствии у него необходимых документов, использовании поддельных документов или без наличия разрешения на въезд?

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции в 2019 году

За организацию незаконной миграции на территорию РФ предусмотрено серьезное наказание.

Так, если иностранный гражданин незаконно находится на территории России или нелегально пересекает ее территорию, тогда ему грозит такое наказание:

  • изоляция осужденного сроком до 5 лет в колонию-поселение, исправительное учреждение, колонию строго или особого режима, в тюрьму.

Помимо вышеупомянутого наказания, судья дополнительно может привлечь виновного к ответственности, указав в постановлении ограничить ему свободу сроком до 24 месяцев.

В том случае если незаконную миграцию организовала целая группа, тогда преступникам может грозить такое наказание:

  • лишение свободы сроком до 7 лет со штрафом (до 500 тысяч рублей) или без такового.

Дополнительно судья может вынести приговор об ограничении свободы преступникам сроком до 24 месяцев либо без такого ограничения незаконного перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ.

Нередко мигранты, незаконно прибывшие на территорию РФ, совершают такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, оружия, торговля людьми и т. д.

Методика расследования организации незаконной миграции

Как следователи узнают об организации незаконного въезда на территорию Российской Федерации?

Специалисты проводят проверку предприятий, устанавливают, работают ли там мигранты и на каких основаниях; ищут подозрительные рекламные объявления, где предлагаются услуги по временной регистрации, трудоустройству за границей и т. д.

Выявив сомнительную работу какого-то предприятия (фирмы, организации), следователи проводят расследование, проходящее в несколько этапов. Специалисты анализируют документы, места, в которых могла организовываться незаконная миграция.

Они допрашивают подозреваемых в организации незаконной деятельности, свидетелей; проводят обыск помещений, различные экспертизы:

  • Осмотр транспортных средств, гаражей и других помещений, которые могут использоваться для проживания людей, незаконно пересекших территорию РФ.
  • Допрос – следователи собирают информацию от тех лиц, которые навели их на след преступника. Затем они допрашивают подозреваемого в присутствии свидетелей. Специалист получает ответы на такие вопросы: «По какой причине тот или иной человек решил пересечь границу с РФ, не имея на то законных оснований?», «Кто был организатором незаконного въезда людей?», «Сколько дней (месяцев) человек находится на территории РФ?» и т. д.
  • Обыск жилых домов на основании судебного разрешения или постановления следователя. Просто провести обыск какого-то подозрительного помещения специалист не может. Он должен быть уверен в том, что в конкретном месте находятся документы или предметы, которые могут помочь ему расследовать уголовное дело. Во время обыска дома, при наличии судебного постановления, следователь имеет право вскрывать дверные замки.
  • При обнаружении в помещении нужных документов, следователь делает их выемку. Но для этого ему предварительно нужно взять судебное разрешение. Если оно есть на руках, тогда следователь изымает различные проездные документы, служащие доказательством того, что человек незаконно пересек границу РФ; организационные документы предприятия, на котором незаконно работают мигранты; документы на аренду помещения, финансовые документы, заявления о приеме на работу и т. д.
  • Проведение технико-криминалистической экспертизы документов. Нередко при проверке документов следователь отдает подозрительные документы эксперту для проведения экспертизы, на основании которой определяется фиктивность того или иного документа, каким способом был изготовлен документ, как наносилась печать и т. д.

Фиктивный брак как организация незаконной миграции

Одним из самых простых способов незаконно мигрировать в Россию – заключить фиктивный брак с жителем этой страны. Самое интересное то, что доказать злые умыслы человека, решившего заключить брак, тяжело.

И вообще в российском законодательстве не предусмотрена ответственность за заключение фиктивных браков.

Рассмотрим 2 примера:

Пример 1

Женщину, проживающую в Калининграде, обвинили в организации незаконной миграции. Так, эта особа призналась, что вышла замуж за некого гражданина Украины за материальное вознаграждение. Оказалось, что гражданин Украины приехал на заработки в Россию. После окончания времени регистрации нахождения на территории страны, он решил не покидать ее, а пойти хитрым путем – решил жениться на своей знакомой. Женщина сразу согласилась на его предложение, тем более что он обещал ей за это круглую сумму. Парочка расписалась уже на следующий день после подачи заявления. Через какой-то небольшой промежуток времени парочка расторгла брак. Следователь возбудил уголовное дело по части 1 статьи 322.1 УК РФ, так как действия пары показались ему сомнительными, а сам брак – фиктивным. Однако суд решил не наказывать ответчика, поскольку согласно вышеупомянутой статье виновный привлекается к ответственности только в том случае, если он занимался организацией нелегальной миграции в массовом порядке.

Пример 2

В одном из городов РФ злоумышленник создал сайт, где предлагал иностранцам заключать фиктивные браки с гражданами РФ с целью мигрировать в Россию, получить гражданство этой страны по упрощенной схеме. Следователь вышел на след организованной фирмы, установил личность руководителя интернет-фирмы, предоставляющей сомнительные услуги. Суд признал подозреваемого виновным в совершении уголовного преступления по ст. 322.1 УК РФ, поскольку истец занимался организацией незаконной миграцией в массовом порядке.

Судебная практика по делам об организации незаконной миграции

Целью людей, решившихся незаконно пересечь границу РФ – заработать деньги на неофициальной работе, остаться жить в России.

В судебной практике есть множество дел, касающихся организации незаконной миграции. Рассмотрим некоторые дела на примерах:

Пример 1. Некий частный предприниматель в РФ, занимающийся выполнением строительных работ, решил взять на работу нелегалов. Во-первых, не нужно платить налоги, во-вторых, на таких работниках можно сэкономить. Бизнесмен привез нелегалов на стройплощадку, организовал для них места для проживания – вагончики. Выдал все необходимые вещи, еженедельно производил оплату труда. Когда неожиданно на стройплощадку нагрянула проверка, и выяснилось, что у работников нет разрешения на работу, работодателя вызвали в полицию. Он сознался в том, что незаконно перевез через границу граждан Украины, обеспечил их работой, хоть и на незаконных основаниях. В отношении горе-работодателя судья вынес следующий приговор – привлечь осужденного к уголовной ответственности по ст. 322.1 и назначить ему наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год в колонию-поселение. Такой небольшой срок наказания судья определил неслучайно. Поскольку сам подозреваемый изначально признался в своем злодеянии, помог следствию расследовать это дело, то судья счет это и смягчил ему меру наказания.

Пример 2. Сотрудники одного из отделений Федеральной миграционной службы РФ в январе 2019 года вступили в преступный сговор со старшим специалистом ФМС по Москве. Организатор и члены преступной группировки получали взятки от иностранных граждан за регистрацию нелегалов, а также за продление сроков временного пребывания иностранных граждан. Должностные лица подделывали документы (миграционные карты), заполняли бланки уведомлений о прибытии иностранных граждан. При этом в бланках они указывали реквизиты несуществующих фирм. Именно на этих данных они и «спалились». Следователи провели расследование, изъяли подтверждающие доказательства и передали дело в суд. Судья удовлетворил иск и признал членов организованной группы виновными по ст. 322.1. Назначил виновным наказание в виде лишения свободы сроком от 4 до 7 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Организатору преступной группировки был вынесен максимальный приговор – лишение свободы на 7 лет со штрафом в размере 200 тысяч рублей.

Организация незаконной миграции – общественно опасное деяние, нарушающее порядок регулирования миграционных процессов, создающее угрозу демографической ситуации в стране, усиливающее криминогенную ситуацию в населенных пунктах РФ.

Именно поэтому за нелегальный въезд на территорию РФ виновным грозит уголовная ответственность по ст. 322.1 УК РФ. Максимальный срок наказания по этой статье – 7 лет лишения свободы.