Обжалование решения избирательной комиссии

Литвинов и партнёры

В судебную коллегию по административным делам

Московского городского суда

107996, г. Москва, Богородский вал, д.8

Через суд первой инстанции:

Чертановский районный суд г. Москвы

117556, г. Москва, ул. Артековская, д.3А

Административный истец:

Грудинин Павел Николаевич

Представитель административного истца:

Литвинов Максим Александрович

Административный ответчик:

Участковая избирательная комиссия № 2024

117587, Москва, Варшавское шоссе, дом 126 а

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 23.04.2018 года по делу № 2а-119/2018 Грудинину Павлу Николаевичу отказано в удовлетворении административного искового заявления к участковой избирательной комиссии № 2024 (в решении суда ошибочно указан № 3034) об отмене решения об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года на избирательном участке № 2024.

Административное исковое заявление было мотивировано тем, что в нарушение пункта 2.9. Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента РФ, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, утвержденного постановлением ЦИК России от 22.11.2017 г. № 111/914-7 во исполнение ст. 19 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», участковой избирательной комиссией № 2024 на избирательном участке № 2024 в информационный плакат о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации были внесены изменения в сведения о кандидате Грудинине П.Н. путем размещения на данном плакате вклеек неустановленной формы о выявленных ФНС России фактах недостоверности сведений, представленных Грудининым П.Н.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции указал, что участковая избирательная комиссия решения о внесении изменений в оригинал-макет информационного плаката не принимала, сведения были размещены на основании письма вышестоящей избирательной комиссии, в связи с чем, оснований для признания действий участковой избирательной комиссии незаконными, не имеется. Доказательств того, что письмо ЦИК РФ было обжаловано и отменено, не представлено. Оснований считать, что дополнительный текст носит элементы агитации, не имеется. Доказательств того, что дополнительный текст, вклеенный на информационный плакат, является нарушением, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей, также не представлено. При таких обстоятельствах, требование административного истца не подлежит удовлетворению.

С принятым судебным решением не согласен по следующим основаниям.

1. Несмотря на то, что, как установлено судом, участковая избирательная комиссия решения о внесении изменений в оригинал-макет информационного плаката не принимала, незаконные действия по внесению указанных изменений были совершены непосредственно участковой избирательной комиссией.

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрена возможность оспаривания кандидатами не только решений, но и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающих их права и законные интересы.

Более того часть 15 ст. 239 КАС РФ наделяет кандидата правом на обращение в суд с административным заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования.

Настоящий административный иск был подан с соблюдением правил подсудности и к надлежащему ответчику.

Выводы суда первой инстанции о том, что обращению в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования должны предшествовать действия, связанные с оспариванием ведомственной переписки, не основаны на требованиях закона.

Кроме того, административный истец самостоятельно выбирает способ защиты нарушенного права.

2. Оспариваемым судебным решением разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Так, судом было оставлено без удовлетворения ходатайство представителя административного истца о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц вышестоящих избирательных комиссий — территориальной и ЦИК РФ. Решение о внесении изменений в информационный плакат было принято не самостоятельно административным ответчиком, а по указанию вышестоящих избирательных комиссий. Тем самым был затронут вопрос о наличии у вышестоящих избирательных комиссий права на дачу подобных рода указаний.

Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если … судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

3. Нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что дополнительный текст, размещенный административным ответчиком на информационном стенде, не носит элементов агитации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признается распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, …, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.

Участковой избирательной комиссией на избирательном плакате была размещена информация с явным преобладанием сведений о кандидате Грудинине П.Н. в виде вклейки о наличии у данного кандидата незадекларированных иностранных счетов в сочетании с негативным комментарием ФНС РФ о недостоверности сведений, представленных ранее Грудининым П.Н.

Таким образом, дополнительно размещенный текст носил элемент агитации.

4. Частью 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности … действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых … действий (бездействия).

Между тем, при рассмотрении настоящего дела, административным ответчиком не было представлено доказательств достоверности размещенных им дополнительных сведений о кандидате Грудинине П.Н. в виде вклеек, а именно не был представлен административный материал налогового органа в отношении кандидата Грудинина П.Н., подтверждающий наличие назадекларированных иностранных счетов.

Поскольку судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц не были привлечены вышестоящие избирательные комиссии, дававшие указания о размещении вклеек, данная информация не была представлена и вышестоящими избирательными комиссиями.

5. Пунктом 2.9. Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента РФ, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, утвержденного постановлением ЦИК России от 22.11.2017 г. № 111/914-7 во исполнение ст. 19 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», предусмотрено внесение изменений в информационный плакат только в единственном случае — в случае если после размещения информационного плаката кандидат досрочно выбыл из списка зарегистрированных кандидатов.

В нарушение данных норм участковая избирательная комиссия внесла изменения в информационный плакат в день голосования. Разместила информацию с явным преобладанием сведений о кандидате Грудинине П.Н. в виде вклейки о наличии у данного кандидата незадекларированных иностранных счетов в сочетании с негативным комментарием ФНС РФ.

Действия административного ответчика, связанные с неправомерным распространением недостоверных сведений о сокрытии кандидатом в президенты Российской Федерации от своих избирателей наличия незадекларированных иностранных счетов, безусловно негативным образом повлияли на действительную волю избирателей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 295, 310 КАС РФ,

ПРОШУ:

1. Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 23.04.2018 года по делу № 2а-119/2018 отменить, принять по делу новое решение.

2. Отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года на избирательном участке № 2024.

Приложение:

копии апелляционной жалобы по числу лиц, участвующих в деле;

копии доверенности и ордера;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины 150 рублей.

«11» мая 2018 года

представитель по доверенности М.А. Литвинов

Решение Чертановского районного суда от 23.04.2018 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Грудинина П.Н. к участковой избирательной комиссии об отмене решения об итогах голосования на выборах президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года на избирательном участке № 2024.

> Порядок обжалования нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Пункт 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ говорит о подсудности рассмотрения дел по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме, т.е. определяет, суды общей юрисдикции какого уровня вправе рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) соответствующих комиссий, а именно:

— решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации;

— решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

— решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Основания отмены решения комиссии о регистрации или об отказе в ней кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума содержатся в статье 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

В пункте 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, безотносительно к проведению конкретных выборов, референдума определены уровни обжалования решений и действий (бездействия) комиссий, их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, в частности, решения или действия (бездействие):

— решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района;

— решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации;

— решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Следует отметить, что предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (пункт 8 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

Обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд, имеют право и наблюдатели, в соответствии с подпунктом «з» пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ допускает одновременное обжалование нарушения избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме и в суд, и в соответствующую комиссию. Если суд примет жалобу к своему производству, то комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу (как представляется, точнее было бы вести речь о вступлении в силу судебного постановления, а не именно решения суда; производство по делу может быть прекращено и определением суда). При вынесении судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. В иных случаях (а именно в них, согласно части 1 статьи 224 ГПК РФ, выносятся определения суда) комиссия обязана возобновить рассмотрение жалобы и принять по ней решение в соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.

В соответствии с пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Проводя анализ пункта 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и принимая во внимание Постановление КС РФ № 8-П (параграф 1.2 настоящей курсовой работы), следует отметить, что положения данного пункта, взаимосвязанного с положениями части первой статьи 259 ГПК РФ, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предусматривают право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав в связи состоявшимся голосованием, право наблюдателей от политических партий на обжалование в суд решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих права непосредственно самих наблюдателей, и право регионального отделения политической партии на обращение в суд с заявлением о защите своих избирательных прав и о защите прав и законных интересов самой политической партии в случае, если это допускается уставом политической партии, — независимо от уровня выборов и непосредственного участия в них данного регионального отделения политической партии.

Одновременно КС РФ постановил: взаимосвязанные положения части первой статьи 259 ГПК РФ, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах.

При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений регламентируются статьей 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

После официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.