Оплата эвакуатора по ОСАГО

Ответы юристов (1)

условия возмещения расходов на эвакуацию по полису каско определяются самим этим полисом и правилами страхования соответствующей страховой компании. Чтобы понять свои права, Вам нужно внимательно с ознакомиться с полисом и правилами. Правила страхования — это брошюрка, которую Вам должны были выдать вместе с полисом. Если нет на руках, можно поискать в интернете — большинство страховых компаний сейчас размещают правила страхования на своих сайтах.

В рамках ОСАГО каких-либо ограничений по дальности эвакуации не установлено. Поэтому формально вы вправе потребовать возмещения своих расходов (при условии, что они документально подтверждены и вместе с другими выплатами по ОСАГО не выходят за лимит ответственности страховщика). Теоретически страховщик может возразить, что Вы не обязаны были эвакуировать машину до места жительства, а нужно было сдать ее на хранение в разумном удалении от места ДТП. В таком случае рассудить вас сможет только суд (лично мне не встречалась практика, где затрагивался бы такой аспект).

Учитывайте также, что за страховым возмещением по ОСАГО к своей страховой компании можно обратить только при условии, что ДТП заключалось в столкновении двух транспортных средств и вред причинен только этим транспортным средствам. В остальных случаях нужно будет обращаться в страховую компанию, которая выдала полис ОСАГО виновника.

>Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ответы юристов (3)

Добрый день, Надежда.

В соответствии с

«Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

4.13. При причинении вреда имуществу потерпевшего (транспортным средствам, зданиям, сооружениям, постройкам, иному имуществу физических, юридических лиц) кроме документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, потерпевший представляет:
документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения.

Вам обязаны возместить затраты на эвакуатор.

Напишите соответствующую претензию и если не будет удовлетворена — обращайтесь в суд.

В претензии так же укажите о применении ст.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей»Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По крайней мере судя по написанному вами шансы в суде взыскать со страховой высоки.

в акте осмотра после ДТП указано, что автомобиль не на ходу.

А вот эта фраза будет хорошим аргументом в суде, так как автомобиль не мог быть эвакуирован с другого места кроме как с места ДТП

Но в любом случае нужно для начала получить письменный ответ на претензию и посмотреть как они обоснуют отказ.

Честно говоря это вполне часто встречающееся поведение страховой компании. Любой ценой избежать или уменьшить выплаты. В надежде конечно, что клиент не будет обращаться в суд.

Можно-ли при таких условиях возместить затраты на эвакуатор?

Подскажите обращались по КАСКО или по ОСАГО?

Если речь идет об ОСАГо — то возмещению подлежат все дополнительно понесенные расходы, связанные с ДТП.

на это обратил внимание Верховный Суд РФ в

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

20. При наступлении страхового случая потерпевший обязан не только уведомить страховщика о его наступлении в сроки, установленные Правилами, но и направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные Правилами (пункт 3 статьи 11 Закона об ОСАГО), а также представить на осмотр поврежденное в результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство и/или иное поврежденное имущество (пункт 10 статьи 12 Закона об ОСАГО). В заявлении о страховом возмещении потерпевший должен также сообщить о другом известном ему на момент подачи заявления ущербе, кроме расходов на восстановление поврежденного имущества, который подлежит возмещению (например, об утрате товарной стоимости, о расходах на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия и т.п.).

36. При причинении вреда потерпевшему возмещению подлежат: восстановительныеи иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение; стоимость работ по восстановлению дорожного знака, ограждения; расходы по доставке ремонтных материалов к месту дорожно-транспортного происшествия и т.д.).

При этом место ДТП определяется по документам, составленным сотрудниками полиции и извещением о ДТП.

Если речь идет о КАСКО — тут нужно смотреть условия Вашего договора страхования

Ответы юристов (2)

Здравствуйте Алена! Действия страховой неправомерны.

«Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
(утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П)

4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

4.13. При причинении вреда имуществу потерпевшего (транспортным средствам, зданиям, сооружениям, постройкам, иному имуществу физических, юридических лиц) кроме документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, потерпевший представляет:
документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения.

Необходимы официальные документы об оказанной услуге, содержащие подтверждение оплаты.

Уточнение клиента

Если на направленую претензию с требованиями оплатить и второй эвакуатор СК ответила отказом, то следующее действие это направление в суд? Или можно попробывать продублировать претензию с направлением копии в ЦБ РФ?

30 Августа 2017, 05:35

Добрый день! Можно сделать это параллельно.

Есть вопрос к юристу?

Вы вправе заявить к возмещению все понесенные расходы связанные с ДТП.

на это прямо указано в п. 4.12

4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

А также вытекает из существа п. 4.13

4.13. При причинении вреда имуществу потерпевшего (транспортным средствам, зданиям, сооружениям, постройкам, иному имуществу физических, юридических лиц) кроме документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, потерпевший представляет:
документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;

Что касается вопроса о том, что

что я сам должен доставить туда авто, это правда?

Это правда, но страховая компания потом обязана компенсировать понесенные расходы

Так по смыслу ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»

15.2. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживанияне может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);

Исключением как видите являются случаи, когда станция удалена от Вашего места жительства или места ДТП более чем на 50 км.

Предполагаю, что после обнаружения внутренних повреждений на станции автомобиль будет простаивать, кто за это должен будет платить?

За это бремя расходов также несет страховая компания. Как только автомобиль будет передан на СТО начинают исчисляться сроки ремонта

15.2. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);

Какой срок страховщики должны рассмотреть смету ремонта?

Данный срок законом прямо не регламентирован при этом ее рассмотрение входит в общий срок ремонта.

Кто должен оплачивать эвакуацию авто, пострадавшего в ДТП?

Согласно п.4.12 Порядка определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда, страховые компании должны возмещать пострадавшим в ДТП расходы на эвакуацию автомобиля с места аварии.

Помимо ремонта автомобиля и услуг по эвакуации автомобиля, потерпевший по ОСАГО имеет право на возмещение стоимости услуг по хранению автомобиля со дня ДТП до момента осмотра машины страховой компанией или проведения независимой экспертизы и ремонта городской инфраструктуры на месте ДТП.

«Страховая компания не может принуждать клиентов проводить осмотр машины на своих условиях. При повреждениях, не позволяющих эксплуатировать машину (это касается и разбитого стекла), страховщик организует осмотр на территории клиента в течение 5 дней. Требовать доставки машины на эвакуаторе страховая компания не вправе, так как это исключало бы наличие ситуаций, когда доставка машины невозможна — эвакуатор можно вызвать всегда», — говорит управляющий партнер коллегии адвокатов Владимир Старинский.

Компенсация затрат на эвакуацию и хранение ТС по ОСАГО

Очень часто после ДТП автомобиль находится в том состоянии, в котором его нельзя эксплуатировать. Приходится воспользоваться услугами эвакуатора. А если автомобиль еще и не на ходу, многие ставят его на платную стоянку.

Однако далеко не все знают, что возмещение оплаты услуг эвакуатора и платной стоянки можно получить со страховой компании по ОСАГО.

В соответствии со ст.61 Правил ОСАГО:

  • Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;
  • Возмещаются расходы на хранение со дня дорожно-транспортного происшествия до дня проведения страховщиком осмотра или независимой экспертизы.

Здесь стоит отметить, что, если Вы самостоятельно организуете независимую экспертизу, то стоянка будет оплачиваться до следующего момента — 5 дней после подачи заявления в страховую компанию.

Но не все так просто. Для получения возмещения стоимости данных услуг необходимо предоставить в страховую компанию вместе с заявлением подтверждение оплаты эвакуатора и стоянки (кассовый чек, квитанция, товарный чек, накладная), в которых должно быть указано следующее:

  • для стоянки: период хранения автомобиля, гос.регистрационный знак автомобиля;
  • для эвакуатора: дата и время работы эвакуатора, маршрут эвакуации (адрес начала и окончания), гос.регистрационный знак автомобиля.
  • Вот здесь-то и возможны сложности. На обычных стоянках крайне редко выдают какой-либо документ. подстверждающий оплату и хранение автомобиля. Избежать такой проблемы можно, например, оставив автомобиль на хранение на территории СТОА.

    Таким образом, со страховой компании вполне реально получить возмещение стоимости услуг эвакуатора и платной стоянки, но надо внимательно отнестись к фискальным документам.

Германия меняет правила выплат эвакуированным во время войны с фашизмом

10.07.2015 в 18:06, просмотров: 4638

В течение 35 последних лет еврейско-американско-германская амута «Клаймс конференс» с успехом и на обоюдовыгодной основе «перераспределяла» бенефициарам умеренные «сребренники» (€2556,46) германского правительства — за причиненные нацистским режимом немереные «неудобства» еврейскому населению СССР во время эвакуации во Второй мировой войне…

Эвакуация. Фотоиллюстрация

Эвакуация эта была в значительной мере (около 10 млн человек, среди которых еврейские старики-старухи, дети и «специалисты» составляли, конечно, абсолютное меньшинство) – предприятием организованным: по эвакопредписаниям предприятий и учреждений, вывозившим на восток (Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия) свои ценности: в основном промышленное оборудование со всем обслуживающим персоналом и семьями, с последующим расселением, трудоустройством, карточным питанием и послевоенной реэвкуацией.

В гораздо меньшей степени эвакуация была «инициативной», на свой страх и риск, из оставляемых на произвол судьбы сельских и небольших населенных пунктов, в том числе из «воссоединенных» бывших польских, румынских и прибалтийских земель.

Впрочем, по прибытии на восток и первые, и вторые – для целей милицейского учета – именовались одинаково: «беженцы».

Так вот, на днях, после бесконечной чехарды переоткрытий-перезакрытий своих старо-новых компенсационных фондов «Клаймс конференс», наконец, рождает (само собой, «при участии германского правительства»!) историческое «окончательное решение» проблемы, а именно:

«Правительство Германии недавно вновь подтвердило, что евреи – жертвы нацизма, которые были эвакуированы в составе организаций, не могут получить выплату из фонда Hardship Fund. Однако правительство Германии разъяснило, что эти ограничения относятся только к лицам, которым был дан приказ об эвакуации (на имя которых был выписан ордер на эвакуацию). Если вы были эвакуированы в составе организации и вам было меньше, чем 18 лет на момент эвакуации, а также если вы не получали никаких выплат от правительства Германии, вы можете претендовать на получение выплаты из фонда Hardship».

Кто б разъяснил этим самым немцам, что без этих упомянутых «ордеров на эвакуацию» их в эшелоны-то и не пускали…

Будем надеяться, что до взыскания с бывших «эвакуированных» €2556,46 по ордерам Hardship Fund дело все же не дойдет.

КОМПЕТЕНЦИЯ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, привело к появлению в сфере дорожного движения новых субъектов – аварийных комиссаров, представляющих интересы страховых компаний на месте дорожно-транспортного происшествия.

После значительного сокращения в ходе реформы МВД России личного состава ГИБДД, приезда экипажа дорожно-патрульной службы на место аварии некоторым водителям приходится дожидаться часами. Сейчас сотрудники ГИБДД в первую очередь выезжают на столкновения с пострадавшими, с серьезными повреждениями автомобилей, остальным приходится ждать своей очереди довольно долго, создавая заторы движения, что плохо сказывается на пропускных способностях дорог.

Безопасность дорожного движения подразумевает степень защищенности его участников не только от дорожно-транспортных происшествий, но и от их последствий , поэтому государство предпринимает целый ряд мероприятий, направленных на предотвращение ДТП и ликвидацию их последствий.

Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» открыт новый инструмент компенсации повреждений транспортных средств, полученных в результате ДТП. Но чтобы реализовать право на получение страховой выплаты, необходимо, во-первых, установить виновника аварии, во-вторых, правильно документально оформить факт дорожно-транспортного происшествия. Только после этого водители имеют право оставить место аварии, восстановить свободное движение транспорта.

Затор на дороге, возникший в результате незначительной аварии, может вызвать более существенный вред, нежели ущерб, нанесенный автомобилям, участвующим в ДТП. Из-за дорожной пробки, к месту назначения, возможно, не пребудет машина скорой медицинской помощи, пожарный автомобиль, транспорт экстренных служб, возникнет новая авария и т.д.

Одним из способов решения данной задачи стало предложенная в Правилах дорожного движения процедура самостоятельного оформления водителями документов по незначительным ДТП, без вызова на место аварии сотрудников полиции . Однако, п. 2.6.1. Правил дорожного движения предусматривает заполнение бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, как оказалось, что не все водители имеют при себе измерительные приборы, ручку, нужный бланк извещения, способны его правильно заполнить.

Неудачные попытки действовать по предложенному алгоритму, приводили к отказам страховых компаний в выплатах по причине неправильно составленных документов. Как следствие, многие автомобилисты стали на любое ДТП вызывать полицейских, лишь бы гарантированно получить страховку.

На помощь водителям пришли «аварийные комиссары», работающие в настоящее время в каждом российском городе, оказывая неоценимую помощь автовладельцам и сотрудникам ГИБДД. Термин «аварийный комиссар» вошел в обиход очень быстро, всем участникам дорожного движения понятно, что это разбирающийся в автомобилях специалист, который оформляет на месте необходимые документы о дорожно-транспортном происшествии. Какова же компетенция данного субъекта сферы дорожного движения известно не каждому участнику дорожного движения.

Термин «комиссар» (от фр. сommissaire, от средневекового лат. commissarius–уполномоченный) подразумевает в одном из значений, предложенных к толкованию, должностное лицо, облаченное правительством какими-либо полномочиями . Соответственно «аварийный комиссар», по смыслу терминологии,‑ уполномоченное должностное лицо, прибывающее на место совершения аварии, обладающее определенными полномочиями. К сожалению, в рамках имеющегося законодательства, аварийные комиссары не являются должностными лицами с какими-либо особыми полномочиями. Они представители коммерческих организаций, взаимодействующих со страховыми компаниями.

Аварийные комиссары прибывают на место аварии, проводят осмотр поврежденного автомобиля, устанавливают причины, характер и размер ущерба, оформляют результаты своей деятельности «аварийным сертификатом» . Они действуют исключительно в интересах страховых компаний, не имеют права установить лицо, виновное в аварии, а в случае спора водителей о виновной стороне, аварийный комиссар не всегда может убедить стороны прибегнуть к его помощи, не вызывать для оформления ДТП госавтоинспектора.

Нельзя признать данную практику правильной. Порой спор о виновной стороне продолжается и после приезда сотрудника ГИБДД, переносится в зал судебных заседаний. Так что факт прибытия на место сотрудника полиции не означает, что водители согласны с позицией официальных органов власти. Следовательно, безосновательно полагать, согласие водителя является основанием не прибегать к помощи квалифицированного специалиста. Возникает вопрос о наличии властных полномочий аварийного комиссара, ведь в случае, когда на место выезжает сотрудник полиции, водитель обязан подчиниться его мнению, после составления документов, покинуть место аварии. Аварийный комиссар не вправе требовать от водителей такого поведения. Поэтому, приходится констатировать, что наименование «аварийный комиссар», вошедшее в повседневный обиход, довольно удобное, информативное, но не несет смысловую нагрузку, т.к. полномочиями, делегированных государством, лицо не обладает.

Получается, что власти, в случае спора сторон-участников ДТП признают право на установление виновной стороны исключительно за сотрудниками ГИБДД.

Некоторые авторы, изучающие сферу обеспечения безопасности дорожного движения, справедливо считают, что сотрудники ГИБДД не должны выезжать на малозначительные аварии, да и имеющейся сейчас штатной численности полицейских явно для этого недостаточно .

Учитывая, что их количество постоянно сокращается, самое время «выпустить на дорогу» других специалистов, способных установить виновного в нарушении Правил дорожного движения. По сути, аварийные комиссары готовы занять это место, существуют ли на то юридические предпосылки?

Заметим, что «аварийные комиссары» в качестве субъектов не упоминаются в Законе об организации страхового дела , однако страховые компании доверяют документам, составленным ими. В нормативных актах, регулирующих сферу обеспечения безопасного дорожного движения, компетенция аварийных комиссаров также не регламентирована.

В то же время, эффективность существования аварийных комиссаров не вызывает сомнений. На территории г. Омска, например, зарегистрировано девять различных организаций, представляющих услуги аварийных комиссаров, готовых круглосуточно выезжать на место аварии, оформлять необходимые документы. Только в «Омской городской Службе Аварийных Комиссаров» в городе постоянно работает семь экипажей аварийных комиссаров, а в области 34 экипажа . Всего, каждые сутки на территории города дежурит порядка двадцати аварийных комиссаров, и только несколько экипажей ГИБДД. В дни сильного снегопада и гололеда на территории города регистрируется до 150 случаев столкновения автомобилей. Сотрудники ГИБДД не смогут выезжать на все эти сообщения, но если каждый водитель будет дожидаться госавтоинспекторов не трудно предположить, какая пропускная способность дорог сложится в городе.

На наш взгляд, деятельность аварийных комиссаров – это непосредственное участие в охране правопорядка, как его части в обеспечении безопасности дорожного движения. Поэтому их права, обязанности, а также ответственность на месте ДТП, безусловно, должна быть закреплена в законе.

По нашему мнению, Федеральный закон об участии граждан в охране общественного порядка , может рассматриваться в качестве правовой основы компетенции аварийных комиссаров в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Аварийных комиссаров, учитывая их цели, задачи и функции, целесообразно причислить к «внештатному сотрудничеству с полицией», одной из форм участия граждан в охране общественного порядка.

Внештатные сотрудники полиции наделены некоторыми властными полномочиями, которых сейчас не хватает аварийным комиссарам, например, требовать предъявлять необходимые документы водителями, подписать составленную схему ДТП, регулировать дорожное движение после фиксации аварии и другие. Заметим, что за воспрепятствование законной деятельности внештатного сотрудника полиции предусмотрена административная ответственность .

Отличительной чертой правового статуса внештатного сотрудника полиции является то, что их подбор, отбор, а также учет ведут органы внутренних дел. Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел . Внештатный сотрудник осуществляет свою деятельность в сфере обеспечения правопорядка подконтрольно сотруднику полиции.

Для наделения аварийных комиссаров данными полномочиями им будет необходимо пройти обучение в ГИБДД, затем сдать экзамены по знанию Правил дорожного движения, порядку оформления документов на месте дорожно-транспортного происшествия, а также экзамен по регулированию дорожного движения с помощью сигналов регулировщика, по итогам которых получить допуск к осуществлению данной деятельности.

Соответственно компетенция аварийных комиссаров, получивших статус внештатного сотрудника полиции, имеющая черты властного характера по отношению к гражданам, будет регламентироваться Федеральным законом об участии граждан в охране общественного порядка.

В итоге аварийные комиссары, должны быть наделены полномочиями по составлению документов на месте дорожно-транспортного происшествия (по п. 2.6.1. Правил дорожного движения) без учета согласия водителей. Сотрудники ГИБДД на такие столкновения выезжать не должны.

Соответствующие изменения необходимо будет внести в Правила дорожного движения, изложив п. 2.6.1. в следующей редакции: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии должно быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, либо аварийным комиссаром, прибывшим на место дорожно-транспортного происшествия».

Учитывая заинтересованность государства в скорейшем восстановлении свободного движения по дороге, ликвидации дорожных заторов, необходимо использовать в этих целях любых специалистов, способных оперативно оказаться на месте ДТП.

Опираясь на все изложенное, приходим к выводам, что для урегулирования компетенции аварийного комиссара на месте аварии необходимо предпринять ряд организационных мероприятий, конечным результатом которых станут следующие выводы:

  1. «Аварийный комиссар» – гражданин, участвующий в обеспечении безопасности дорожного движения в качестве внештатного сотрудника полиции. Его права и обязанности закреплены в Федеральном законе об охране общественного порядка. Процедура отбора и подбора, а также регламент работы аварийного комиссара предусмотрен Инструкцией по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.
  2. Аварийный комиссар должен допускается к работе на месте аварии в случае зачисления его внештатным сотрудником полиции. Аварийный комиссар должен сдать в ГИБДД экзамены по Правилам дорожного движения, правилам составления необходимых документов для фиксации аварии, навыков по регулированию дорожного движения, знанию знаков регулировщика дорожного движения.
  3. Аварийные комиссары имеют право оформлять документы по ДТП, предусмотренных п. 2.6.1 Правил дорожного движения, при этом с сотрудников ГИБДД должна быть снята обязанность выезжать на разбор таких дорожно-транспортных происшествий.
  4. Основные права аварийного комиссара на месте аварии: установить виновное лицо, требовать от водителей предъявлять документы, фиксировать дорожно-транспортное происшествие (составить схему ДТП, заполнить бланк извещения о ДТП), представлять собранные материалы сотруднику Госавтоинспекции. Обязанности аварийного комиссара – предпринимать меры по восстановлению свободного движения по дороге, при необходимости, выступать в качестве регулировщика дорожного движения, сообщать в ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии.
  5. Работа аварийного комиссара на месте аварии носит подконтрольный характер ГИБДД.

Предложенные организационные меры и изменения в правовые акты помогут, на наш взгляд, повысить эффективность присутствия квалифицированного специалиста на месте дорожно-транспортного происшествия, расширив его полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873; Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).
  2. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 18. Ст. 1720. Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 19.12.2014) «О Правилах дорожного движения» (вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного»); Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).
  4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и ред. С.А. Кузнецов. – Спб. 1998.
  5. Кабанцева Н.Г. «Страховое дело»: учебное пособие. М: Форум, 2008.
  6. Борейко Ю.А. «Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России» // Административное право и процесс. 2014. № 4.
  7. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (ред. от 04.11.2014) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. № 6 от 12 января 1993 г.; Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).
  8. www://http.://omgsak.ru; Официальный интернет-сайт ООО «Омская городская Служба Аварийных Комиссаров» (дата обращения 20 января 2015 г.).
  9. Федеральный закон от 02 апреля 2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536; Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).
  10. Статья 19.35 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).
  11. Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 (ред. от 21.07.2014) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. № 88. 20 апреля 2012 г.; Официальный портал правовой информации. URL.: (дата обращения 10.02.2015).

Все статьи автора «Голованова Татьяна Валерьевна»