Осуществление кадастрового учета

Статья 3. Понятие государственного кадастрового учета

Проект

Федеральный закон

О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также при представлении сведений из Государственного кадастра недвижимости.

Статья 2. Основные термины и определения, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

объект кадастрового учета – недвижимое имущество, а также территориальные зоны, подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом учету в Государственном кадастре недвижимости;

кадастровый номер — уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

формирование объектов кадастрового учета — комплекс работ по однозначному описанию объектов кадастрового учета, подлежащих государственному кадастровому учету, и созданию документов, необходимых для проведения этого учета;

Государственный кадастр недвижимости – свод документов и сведений об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, сведений об административно-территориальном и кадастровом делении в виде текстовой, цифровой, графической и картографической информации, а также порядок и правила получения необходимых сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации;

территориальная зона — часть территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), которая характеризуется определенным правовым режимом использования недвижимости, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или законодательством субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления;

комплекс недвижимого имущества – совокупность объектов недвижимости, имеющих единых правообладателей и образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению;

правообладатель – лицо, обладающее правом собственности или иным вещным правом на недвижимое имущество;

кадастровый инженер – лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по формированию объектов кадастрового учета;

кадастровый округ — часть территории Российской Федерации, включающей в себя, как правило, один или несколько субъектов Федерации, на которой действует территориальный орган федерального органа исполнительной власти или подведомственная ему организация, осуществляющая государственный кадастровый учет;

кадастровый район — часть территории Российской Федерации, включающей в себя, как правило, одно или несколько муниципальных образований, на которой действует обособленное подразделение территориального органа федерального органа исполнительной власти или подведомственной ему организации, осуществляющие государственный кадастровый учет;

государственная кадастровая (массовая) оценка объектов недвижимости (далее кадастровая оценка) одновременное, единообразное по способам определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, осуществляемое на основе сбора и обработки сведений о рынке недвижимости и факторах на него влияющих;

государственная кадастровая стоимость объекта недвижимости (кадастровая стоимость) – расчетная величина стоимости объекта недвижимости, установленная на определенную календарную дату в результате государственной кадастровой (массовой) оценки объектов недвижимости.

1. Государственный кадастровый учет – юридический акт признания и подтверждения государством существования объекта кадастрового учета с характеристиками, указанными в Государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастровый учет является единственным доказательством существования объекта недвижимости как объекта гражданских прав.

2. Обязательному государственному кадастровому учету подлежат объекты недвижимости и территориальные зоны, формируемые после вступления в действие настоящего Федерального закона.

3. Государственный кадастровый учет проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей в Государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным информационным ресурсом. Государственный кадастр недвижимости ведется в бумажном и/или электронном виде. При несоответствии сведений на бумажном и электронном носителях приоритет имеют сведения на бумажном носителе.

4. Государственный кадастровый учет осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, или подведомственными ему организациями, являющимися государственными федеральными учреждениями (далее — орган кадастрового учета).

5. Отказ в государственном кадастровом учете либо уклонение соответствующего органа от государственного кадастрового учета могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

6. Орган кадастрового учета в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей об объектах кадастрового учета, за полноту и подлинность выдаваемой информации об объектах кадастрового учета, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственном кадастровом учете, уклонение от государственного кадастрового учета.

Ответственность за своевременность предоставления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений о правах на недвижимое имущество, обременениях (ограничениях) прав и о сделках с ним несет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответственность за своевременность предоставления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости несет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заявителем данных сведений.

Ответственность за своевременность представления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений об административно-территориальном делении, а также иной информации, представляемой органу кадастрового учета в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона, несут органы и организации, предоставляющие сведения.

Статья 4. Объекты государственного кадастрового учета

1. Объектами государственного кадастрового учета является все недвижимое имущество за исключением морских и воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, участков недр, участков леса и обособленных водных объектов, а также предприятий, как имущественных комплексов. Объектами государственного кадастрового учета являются также территориальные зоны.

2. Объекты недвижимости, являющиеся объектами кадастрового учета, делятся на следующие виды:

земельные участки, определяемые в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации;

здания — строения, состоящие из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций с одним или несколькими помещениями;

сооружения — наземные, надземные, подземные или подводные инженерно-строительные системы, имеющие объемный, плоскостной, линейный, высотный или смешанный вид, состоящие из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенные для выполнения определённых производственных, технологических или иных специальных функций;

помещения — внутренние изолированные части здания или сооружения, отделённые стенами либо перегородками, имеющие выход на улицу или в места общего пользования (коридор общего пользования, лестничная площадка и иные) и не имеющие в пределах своих функциональных частей (площадей, объемов) других помещений, мест общего пользования;

объекты, незавершенные строительством – не сданное в установленном порядке в эксплуатацию здание или сооружение, в отношении которого получено разрешение на строительство;

комплексы недвижимого имущества, определяемые в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Глава IV. Формирование объектов кадастрового учета Статья 14. Формирование объекта недвижимости

1. Формирование объектов недвижимости состоит из следующих работ, осуществляемых кадастровым инженером в следующей последовательности:

1) подготовительные работы;

2) определение местоположения и границ, а также качественных и количественных характеристик объекта недвижимости;

3) подготовка акта формирования объекта недвижимости;

Формирование объектов недвижимости производится в соответствии с техническим заданием, утвержденным заказчиком по договору на формирование объекта недвижимого имущества и являющимся неотъемлемой частью договора на формирование объекта недвижимости.

2. Для проведения подготовительных работ запрашивается выписка из государственного кадастра недвижимости для проведения формирования объекта недвижимости, предоставляемая органом кадастрового учета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

3. В ходе подготовительных работ по формированию земельных участков в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, составляется проект межевания территорий или проект границ земельного участка, которые подлежат утверждению правообладателем (правообладателями) формируемого земельного участка (земельных участков), если иное не предусмотрено настоящей частью.

Проект межевания территорий утверждается всеми правообладателями земельных участков, границы которых подлежат установлению или изменению. Проект границ земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности более пяти лиц, утверждается в порядке, предусмотренном законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Проект межевания территорий утверждается уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления без согласования с заинтересованными правообладателями в случаях, если проект межевания территорий подготовлен в целях:

установления границ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

утверждения в составе проекта территориальной планировки;

в связи с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд;

образования земельного участка в целях охраны природы и окружающей среды, защиты от чрезвычайных ситуаций, включая консервацию земель;

устранения недостатков в расположении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

4. Местоположение и границы объектов недвижимости определяются в Единой открытой системе координат, определенной Правительством Российской Федерации.

Технические требования к точности определения местоположения и границ различных видов объектов недвижимости устанавливаются соответствующими техническими регламентами, принимаемыми в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании. Технические требования к определению точности местоположения и границ могут различаться в зависимости от территории, на которой находится объект недвижимости.

Качественные и количественные характеристики объектов недвижимости определяются в соответствии с классификаторами количественных и качественных характеристик объектов недвижимости.

В случае если граница формируемого земельного участка не учтена в Государственном кадастре недвижимости проводится согласование такой границы в порядке установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

4. В результате выполнения работ по формированию объекта недвижимости изготавливается акт формирования объекта недвижимости, в состав которого включаются:

— техническое задание на формирование объекта недвижимости, являющееся приложением к договору о формировании объекта недвижимости;

— план объекта недвижимости, содержащий в графической и текстовой форме описание его местоположения и границ;

— описание объекта недвижимости с указание сведений о нем в объеме, предусмотренном статьей 7 настоящего Федерального закона;

— удостоверенная копия утвержденного проекта границ земельного участка или утвержденного проекта межевания территорий, а также акт согласования границ земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Акт формирования подписывается кадастровым инженером и заказчиком по договору о формировании объекта недвижимости.

Акт формирования может быть подготовлен в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства об информации и информатизации.

Типовые формы акта формирования и входящих в его состав документов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере экономического развития.

Недвижимое имущество по праву считается одним из самых твердых видов «валюты». Но ее нужно регистрировать, и вносить в государственный кадастр недвижимости. Урегулирование всех этих вопросов происходило на основании Федерального Закона под номером 221. Но, с 1 января 2017 года он был включен в состав ФЗ 218 О государственной регистрации недвижимости. Какие изменения это повлекло? Рассмотрим подробнее Закон о Кадастре с 1 января 2017 года.

Описание закона

В 218 ФЗ (бывший федеральный закон 221) описывается порядок урегулирования вопросов, связанных с государственной регистрацией объектов недвижимости и земельных участков. В законе о кадастре речь идет о кадастровой деятельности, которую, на основании статьи 29, может проводить только официально уполномоченное лицо — кадастровый инженер.

В 221 ФЗ «о государственном кадастре недвижимости», вошедшем в состав 218 ФЗ, обращается внимание на принципы единых методик и технологий проведения процедуры регистрации недвижимого имущества, для придания ему законного статуса. В число рассматриваемых законом 221 объектов входят земельные участки, здания, сооружения, неоконченные постройки и пристройки, и прочие объекты недвижимости, которые необходимо внести в государственный кадастр.

Последние изменения закона «О кадастре»

Главное изменение, произошедшее с ФЗ 221 о кадастре — внесение закона в состав ФЗ 218, с 1 января 2017 года, вместе с федеральным законом под номером 222. Это привело к появлению апелляционных комиссий во всех регионах РФ, которые занимаются урегулированием споров, связанных с государственным кадастром.

В новой редакции дается уточнение к требованиям для должности кадастрового инженера:

  • членство в профильной саморегулирующейся организации;
  • гражданство РФ;
  • аттестат от национального объединения инженеров.

В результате включения ФЗ 221 в состав ФЗ 218, утратили силу следующие статьи и главы:

  • Ст. 3, гл. 1 — об органе, которым осуществлялся учет земельных участков и построек;
  • Ст. 4, гл. 1 — о передаче полномочий органа учета кадастра представителям исполнительной власти субъектов РФ;
  • Гл. 2 — отменена целиком. В ней описывалась процедура ведения государственного кадастра недвижимости;
  • Гл. 3 — отменена целиком, за исключением ст. 26.1. В ней описывался порядок государственного учета земельных участков или построек;
  • Ст. 27 — о причинах отказа в осуществлении кадастрового учета;
  • Ст. 38, гл. 4 — о процедуре оформления и составления межевого плана;
  • Ст. 41, гл. 4 — о процедуре оформления и составления технического плана;
  • Ст. 42, гл. 4 — о процедуре оформления и составления акта обследования;
  • Ст. 43, гл. 5 — по вопросу осуществления кадастрового учета за готовыми строениями и объектами строительства в переходный период;
  • Ст. 44, гл. 5 — о лицах, осуществляющих государственный учет недвижимости в переходный период;
  • Ст. 42.5, гл. 4 — о границах земельных участков;
  • Ст. 45.1, 4, 5, 6, 7, 8-15, гл. 5 — по вопросу внесения сведений, которые были получены в результате комплекса кадастровых работ, в государственный реестр, и когда они признаются недействительными.

Статьи ФЗ 221, которые были изменены в результате его внесения в ФЗ 218:

  • Ст. 1 — изменения в определении законом предмета регулирования данного Федерального Закона. Теперь это — осуществление кадастровой деятельности и регистрация прав. Термин «кадастровый учет» заменен на «регистрацию прав». Вместо ссылок на «настоящий закон», приводятся ссылки на ФЗ 218;
  • Ст. 26.1 — точное указание федерального органа исполнительной власти, который занимается урегулированием вопросов по обжалованию решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и порядок процедуры. Например, когда и при каких условиях их можно обжаловать — после регистрации прав на недвижимость;
  • Ст. 29 — были изменены законные условия исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации. К ним добавлено принятие решения об осуществлении государственной регистрации, когда причины, ей препятствующие, еще не устранены.

В часть статей ФЗ 221 изменений (кроме новой терминологии) не вносилось:

  • Ст. 39, где указан порядок согласования земельных границ;
  • Ст. 40, где описываются особенности оформления акта согласования границ земельных участков.

Закон о кадастре 221, ныне вошедший в состав ФЗ 218, претерпел ряд изменений, призванных улучшить урегулирование спорных вопросов, связанных с недвижимым имуществом и объединил все сведения о государственном кадастре учтенной недвижимости.

В новой редакции ФЗ 221 четко указываются принципы проведения процедуры, сопутствующие положения и пакет документов, предоставляемых по закону.

Чтобы избежать недоразумений и проблем при законной регистрации недвижимости, рекомендуем ознакомиться с последней редакцией ФЗ 221 в составе 218, с указанием произведенных изменений.

Так же можете скачать 137 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации».