Оценочное суждение

Хiii. Сознание как философская проблема

? Сознание как атрибут материи рассматривали:

!+ Спиноза;

! Кант;

! Гегель;

!+ Энгельс.

? Положение, что отражение является всеобщим свойством материи было изложено:

! Энгельсом;

! Марксом;

! Плехановым;

!+ Лениным.

? Отказываясь от Бога и признавая животное происхождение, человек, по мнению русских философов, похож на обезьяну, захотевшую стать Богом:

! Толстой;

!+ Бердяев;

!+ Соловьев;

! Федоров.

? Учение, одушевляющее всё в природе:

! тотемизм;

!+ анимизм;

! фетишизм.

? Какие из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту:

! законы природы;

!+ мир существует вне сознания людей;

!+ сознание есть свойство, продукт материи;

!+ бытие определяет сознание.

? Выделите из предложенных суждений вульгарный материализм:

! сознание – это субъективная реальность;

! сознание идеально;

!+ сознание – это вид материи;

! сознание – это отражение материи.

? Направление, которое рассматривает сознание как всеобщее свойство материи:

! конвенционализм;

!+ гилозоизм;

! детерминизм;

! сенсуализм.

? Содержание сознания существуют для отдельного человека как:

! факт его биографии;

! интуитивное озарение, мистический опыт;

!+ эмоционально-психологические переживания, ценностное отношение к миру;

! все указанное.

? Укажите вариант, не соответствующий действительности:

Сознание:

! продукт саморазвития абсолютной идеи;

! продукт общественного развития, социализации человека;

! продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом;

!+ проявление духа святого.

? Укажите верные суждения:

! многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикуляционными методами сигнализации, стало быть и речью:

!+ животные способны к общению, но они не обладают речью;

!+ животные, в т.ч. и высокоорганизованные способны лишь к передаче отдельных сигналов.

? Что входит в структуру сознания?

! физиология;

!+ чувства;

!+ переживания;

! обмен веществ;

!+ память.

? Что входит в структуру сознания?

!+ память;

! нервная система;

!+ разум;

!+ воля.

? Неверными являются суждения:

!+ материальной основой психики является нейро-физиологическая деятельность мозга;

!+ по своей биологической сущности вся условно-рефлекторная деятельность человека является сигнальной;

! высшим уровнем отражения является сознание;

!+ для возникновения сознания вполне достаточно наличие биологических предпосылок.

? Индивидуальное сознание – это: (наиболее подходящий вариант):

! то, что объединяет взгляды определенной группы;

!+ вся совокупность духовных качеств индивида;

! то, что отличает сознание одного индивида от другого;

! все, что сознание индивида усвоило из общественного сознания.

? Правильный вариант соотношения языка и мышления:

! они тождественны;

!+ взаимосвязаны друг с другом, но не тождественны;

! взаимоисключают друг друга.

? Язык как определенная знаковая система может быть:

!+ искусственным;

! долговременным;

! ситуативным.

? Ошибочное суждение:

!+ естественный язык является дополнением искусственных и существует лишь на их основе;

! естественный язык дополняется искусственными языками, которые существуют на его основе;

! естественный язык может обходиться без искусственных.

? Размышление личности о самой себе:

! интуиция;

!+ рефлексия;

! познание.

? Отражение – всеобщее свойство:

! движения;

! пространства;

!+ материи.

? Высшей формой отражения на уровне животного царства является:

! ощущение;

!+ восприятие;

! представление;

! умозаключение.

? Ошибочный вариант:

!+ сознание выступает как субъективная реальность и реализует себя только в форме индивидуального сознания;

! сознание выступает как осознанное бытие;

! содержание сознания по своему качеству является идеальным.

? Неверным является суждение:

!+ сознание и «идеальное» являются синонимами:

! понятие «идеальное» используется для того, чтобы отличить мысль об объекте, от самого объекта;

! идеальное – это способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещь.

? Укажите какое из суждений является ошибочным:

! в античной философии сознание рассматривалось как направленность внимания человека во вне, что соответствовало специфике жизнеощущения античного грека;

! в средневековье (Августин Бл.) сознание стало пониматься не только как знание о внешнем мире, но и как способность человека обращать свой взор внутрь себя;

!+ философия Нового времени «реанимирует» понимание сознания характерное для античной философии.

? У истоков современной трактовки психофизической проблемы стоял мыслитель, который говорил о существовании двоякого рода субстанции: мыслящей и телесной:

! Аристотель;

! Аквинский;

!+ Декарт;

! Маркс.

? Интенциональность сознания, согласно современной философии, это:

! зависимость сознания от материальных вещей;

!+ направленность сознания на объекты и процессы в окружающем мире;

! способность сознания отражать окружающий мир.

? Крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения естественных наук:

! гилозоизм;

!+ физикализм;

! субъективизм;

! рационализм.

? Сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Эта позиция характеризуется как:

! объективный идеализм;

! вульгарный материализм;

!+ солипсизм;

! сенсуализм.

? Идея вторичности сознания, его обусловленности материальными, экономическими факторами была обоснована:

! Платоном;

! Гегелем;

!+ Марксом;

! Н.Бердяевым.

? Обыденное сознание. Укажите ошибочное суждение:

!+ предполагает использование специальных средств и методов познавательной деятельности;

! это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни;

! оно не ориентировано на поиск истины, в нем бессознательно проецируются интересы социальных групп.

? Укажите не правильное суждение:

!+ уровень самосознания является постоянным для всех людей;

! не у всех людей есть навыки сосредотачиваться на своем внутреннем состоянии;

! уровень самосознания может быть весьма различным у разных людей.

? Какая из перечисленных характеристик не свойственна сознанию:

! идеальность;

! предметность;

!+ материальность;

! интенциональность.

? Мысленное отражение действительности в голове человека:

! мотив;

!+ образ;

! цель;

! ощущение.

? Среда эмоциональной жизни человеческой личности не включает в себя:

! чувства;

! настроение;

!+ знание;

! аффекты.

? Сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий:

!+ воля;

! воображение;

! фантазия;

! самосознание.

? В каком из утверждений дается не совсем верные представления о сознании:

! проблема сознания затрагивает коренные вопросы мировоззренческой ориентации человека;

!+ проблема сознания носит чисто теоретический, отвлеченный (абстрактный) характер и не имеет отношение к практике;

! интерпретация явлений сознания неизбежна при решении практических задач.

? Содержание сознания людей зависит от форм их предметно-практической и социально-экономической жизнедеятельности. Эта идея принадлежит:

! Аристотелю;

! Канту;

!+ Марксу;

! Гегелю.

? Термин «Оно» у Фрейда используется для определения:

! сознания;

!+ бессознательного;

! самосознания.

? Творческое «озарение», интуиция относятся к сфере:

! сознания;

!+ бессознательного;

! эмоций.

? Бессознательное выступает в форме (ошибочный вариант):

! интуиции;

! гипнотического состояния;

!+ рефлексии;

! состояния аффекта.

? Общественное сознание – это:

!+ моральные, религиозные, эстетические, политические, экономические, правовые взгляды и представления людей;

! социальные теории характерные для данного общества;

! господствующая идеология в обществе;

! индивидуальное сознание помноженное на количество людей в обществе.

? Тезис «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» принадлежит:

! богослову Ф.Аквинскому;

! идеалисту Гегелю;

! экзистенциалисту Ж.Сартру;

!+ материалисту Ленину.

? Общественное сознание – это (наиболее подходящий вариант):

! отражение в головах людей общественных, а не природных процессов;

! рациональное отражение действительности;

!+ все многообразие духовных процессов, протекающих в обществе.

? Ученик Фрейда К.Юнг ввел понятие:

!+ коллективного бессознательного;

! аффекта;

! интуиции;

! установки.

? Психика человека (наиболее подходящий вариант):

!+ не сводится только к сознанию;

! ограничивается его сознанием;

! это элемент сознания человека.

? Какую позицию характеризует следующее положение: «наш мозг выделяет наши мысли, как печень выделяет желчь?»:

! объективно-идеалистическую;

! субъективно-идеалистическую;

!+ вульгарно-материалистическую;

! религиозную.

? Тезис: «Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи» выдвинул:

! Монтень;

! Кант;

!+ Гегель;

! Маркс.

? Речь – это не мышление, иначе, по мнению Фейербаха, величайшие болтуны должны были быть величайшими:

!+ мыслителями;

! ораторами;

! политиками;

! мыслителями и ораторами.

? Укажите ошибочное суждение:

! сознание реализует способность человека духовно осваивать окружающую действительность, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность;

! сознание – специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира;

! сознание существует как свойство высокоорганизованной материи, как функция мозга человека;

!+ сознание лишь «копирует» окружающую действительность.

? Не правильным является суждение:

! психические проявления всегда связаны с мозгом;

! мозг только орган психики, а не ее источник;

! психика каждого человека находит выражение в его речи и поступках;

!+ источником психики является нервная система.

? Человеческое сознание — это:

! субъективная реальность;

! свойство человеческого мозга;

! продукт человеческого мышления;

!+ все сказанное верно.

? Какие суждения могут принадлежать только материалисту:

! мир существует вне сознания людей;

! бытие определяет сознание;

! сознание есть свойство, продукт материи;

!+ все указанное.

? В каком суждении правильно выражена общественно-историческая сущность сознания:

! сознание не может не отражать общественную жизнь;

! общественная жизнь не оказывает влияние на сознание;

!+ сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общения;

! сознание человека определяет общественную жизнь.

Оценочное суждение

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/15 января 2019.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участником 89.189.146.150 (вклад, журналы) в 12:03, 18 февраля 2019 (UTC; около 6 часов назад).
Администраторам: , история, журналы, удалить.

Оценочное суждение является суждением правильности или неправильности сущности чего-либо или кого-либо или полезности чего-либо или кого-либо, основываясь на сравнении или другой относительности. В качестве обобщения, оценочное суждение может относиться к суждению, основанному на конкретном наборе ценности или на конкретной системе ценностей. Связанное значение оценочного суждения — это целесообразная оценка, основанная на имеющейся ограниченной информации, оценка, предпринятая, потому что решение должно быть принято в короткие сроки.

Объяснение

Термин «оценочное суждение» может использоваться объективно для обозначения любого судебного запрета, который подразумевает обязательство совершать действие, косвенно включающего в себя термины «должен» или «должен». Его можно использовать либо в позитивном смысле, означающем, что суждение должно приниматься с учетом системы ценностей, либо в уничижительном смысле, означающем суждение, сделанное по личной прихоти, а не цель мышления или доказательства.

В своем положительном смысле рекомендация выносить оценочное суждение — это предостережение, которое следует тщательно обдумать, избегать прихоти и импульсивности, искать созвучие со своими более глубокими убеждениями и искать цель, публичную и согласованный набор доказательств для мнения.

В своем пренебрежительном смысле термин «оценочное суждение» подразумевает, что заключение является замкнутым, односторонним и не объективным — в отличие от суждений, основанных на взвешенности, сбалансированности и публичных доказательствах.

«Оценочное суждение» также может означать предварительное суждение, основанное на взвешенной оценке имеющейся информации, считающейся неполной и развивающейся, например, «оценочное суждение» о том, следует ли начинать военную атаку или что касается процедуры в неотложной медицинской ситуации. В этом случае качество суждения страдает, поскольку доступная информация неполна, так как результат необходимости, а не в результате культурных или личных ограничений.

Чаще всего термин «оценочное суждение» относится к индивиду. Конечно, мнение индивида в некоторой степени формируется системой убеждений и культурой, к которой он принадлежит. Таким образом, естественным продолжением термина «оценочное суждение» является включение деклараций, видимых одним способом из одной системы ценностей, но которые могут отличаться от других. Концептуально это расширение определения связано как с антропологической аксиомой «культурный релятивизм» (то есть, что культурное значение происходит из контекста), так и с термином «моральный релятивизм» (что является то, что моральные и этические положения не универсальные истины, но вытекают из культурного контекста). Оценочное суждение, сформированное в рамках конкретной системы ценностей, может быть ограниченным и может быть предметом спора в более широкой аудитории.

Беспристрастный

«Беспристрастный» — это дескриптор, который передает противоположное значение уничижительному чувственному суждению: он выражает избегание личного мнения и рефлекторные реакции «коленного толчка».

«Беспристрастный» подразумевает непредвзятость, отказ от неосведомленных предположений и избежание вины. Это также может указывать на способность к состраданию и сочувствию.

Субъективное решение

«Субъективное решение» — это термин, описывающий решение, принятое на личной основе.

Ценностно-нейтральный

«Ценностно-нейтральный» — это родственное прилагательное, предполагающее независимость от системы ценностей. Сам объект считается нейтральным по отношению к ценностям, когда он не является ни хорошим, ни плохим, ни полезным, ни бесполезным, ни значительным, ни банальным, пока не помещен в некоторый социальный контекст. Например, классификация объекта иногда зависит от контекста: является ли объект инструментом или оружием, если человек остается артефактом или предком?

Известная цитата математика Годфри Гарольда Харди указывает, как он помещает «нейтральный по стоимости» предмет математики в определенный социальный контекст.

Говорят, что наука полезна, если ее развитие усиливает существующее неравенство в богатстве или более прямо способствует разрушению человеческой жизни.
Годфри Гарольд Харди в «Извинении математика» (1941)

Предмет может иметь ценность и быть независимым от стоимости «независимо» от социального контекста, если его полезность или важность более или менее самоочевидны, например, кислород поддерживает жизнь во всех обществах.

Ценностные суждения и их контекст

Некоторые утверждают, что истинная объективность невозможна, что даже самый строгий рациональный анализ основан на наборе ценностей, принятых в ходе анализа.

Следовательно, все выводы обязательно являются оценочными суждениями (и, следовательно, могут быть местническими). Конечно, объединение всех выводов в одну категорию не делает различий между ними и поэтому является бесполезным дескриптором. Категоризация заключения как оценочного суждения становится существенной, когда определен контекст, формирующий суждение.

В качестве примера, научные «истины» считаются объективными, но они носят предварительный характер, при том понимании, что более тщательные доказательства и / или более широкий опыт могут изменить ситуацию. Кроме того, научный взгляд (в смысле заключения, основанного на системе ценностей) — это «оценочное суждение», которое социально построено основано на строгой оценке и широком консенсусе. Имея в виду этот пример, характеристика представления как «оценочного суждения» является расплывчатой без описания окружающего его контекста.

Однако, как отмечено в первом сегменте этой статьи, в общем использовании термин «оценочное суждение» имеет гораздо более простое значение с просто подразумеваемым контекстом, не указанным.

Как оценочные суждения разрушают жизнь?

Наши мысли могут казаться настолько убедительным, что мы воспринимаем их как часть внешнего мира.
Как будто бы наши мысли и есть этот мир.
Что есть большооое заблуждение, которое разрушает жизнь.
Один из способов предотвратить разрушение — научиться различать разницу между оценочным суждением и описанием.
Описание — это то, что будет иметь объективные свойства.
Это то, что не зависит от нашего личного опыта, ценностей, убеждений.
То, что можно измерить.
Ну, или хотя бы попытаться.
Примеры:
— Эти буквы — черные.
— Ручка пластмассовая со стальным наконечником.
— Эта лампа светит ярко.
— Витя сморкается в рукав свитера.
Оценочные суждения — это ваше личное отношение к чему-бы то ни было.
Лучше — хуже. Хороший — плохой. Красивый — уродливый. Добрый — злой.
Удобный — неудобный. Милый — противный.
И это то, что трудно измерить. Потому что отсутствует точка отсчета.
Примеры:
— Он мудак.
— Я дебил.
— Она тупая как пробка.
— Дебильная погода.
— Великолепный стол.
Оценочные суждения опасны тем, что они отрывают нас от реального опыта.
Если ты знаешь, что Вася мудак, то ты любое его действие будешь видеть как подтверждение этому ярлыку.
Хотя Вася может быть разным, но ты этого уже не узнаешь.
По этому поводу есть очень интересная книга Альфреда Коржибского «Наука и психическое здоровье», где он не в самой простой форме описывает как и почему мы должны научиться не отождествлять названия/ярлыки и реальный мир.
Рекомендую «погрызть» его книгу.
Для того, чтобы ощутить эффект от умения различать описания и оценки, попробуйте выполнить простое упражнение:
1) Вспомните фильм, который посмотрели недавно и перечислите несколько свойств (продолжительность — 2 часа, режиссер — Спилберг, цвет кино — черно-белый)
2) Затем сделайте несколько оценочных суждений о фильме (думаю, с этим вы справитесь легко).
И задание посложнее:
1) Вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию из недавних (поругались с кем-то, вам нагрубили, обидели и пр.)
2) Напишите ваши оценочные суждения об этой ситуации и о ее участниках.
3) Теперь попробуйте оценочные суждения перевести в область описаний.
Пример:
1) Паша гадко со мной поступил на той неделе.
2) Паша говнюк последний, не ожидал от него такого.
3) Паша не вернул мне мои 5000 р, которые я дал ему месяц назад. Мне они были нужны.
Посмотрите как изменится ваше восприятие ситуации, когда будет происходить переход от оценочных суждений к описанию.