Подготовка административного дела к судебному разбирательству

§ 2. Процессуальные действия судьи по подготовке
административного дела к судебному разбирательству
Совокупность процессуальных действий, совершаемых на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, складывается как из действий судьи, так и из действий лиц, участвующих в деле.
Судья при подготовке административного дела к судебному разбирательству действует единолично, совершая ряд действий, которые могут быть разделены на несколько взаимосвязанных групп.
1. Хотя КАС не называет в качестве задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству уточнение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение подлежащего применению законодательства, тем не менее без этих действий подготовка невозможна. В соответствии с разъяснением ВС РФ под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
2. Работа с лицами, участвующими в деле. Данная группа действий охватывает разные аспекты.
Во-первых, направление сторонам копий документов. Появление такой функции у суда предопределено особенностями регламентации подачи административного иска в суд (ч. 7 ст. 125 КАС), когда не всегда административный истец обязан направлять административному ответчику административный иск и приложенные к нему документы. Так, административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может, но не обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Соответственно, если административный истец не воспользовался этим правом, то суд осуществляет направление указанных документов. По этой причине хронологически первое, что делает суд, — направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не были направлены.
Одновременно суд должен установить разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Следует отметить, что в арбитражном процессе избрана иная модель: лица, участвующие в деле, самостоятельно производят обмен состязательными документами, сообщая об этом суду. Так, истец направляет исковое заявление ответчику и уведомляет суд об этом, приложив документ о направлении ответчику иска. Точно так же ответчик направляет отзыв на исковое заявление и истцу, и в суд.
Во-вторых, судья вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части.
Суд разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле. Если суд придет к выводу об обязательности их участия, то об этом должно быть указано в определении суда.
В-третьих, судья решает вопрос о составе лиц, участвующих в деле. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»). В зависимости от особенностей административного дела судья разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
В-четвертых, суд может столкнуться с необходимостью решения вопроса о соединении или разъединении нескольких требований.
3. Собирание доказательств по административному делу. Поскольку суд отвечает за правильность определения предмета доказывания, постольку первое, что делает любой судья, — определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу. К примеру, заявлено требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Соответственно, предмет доказывания охватывает установление следующих обстоятельств:
— правовая и фактическая сложность дела;
— поведение административного истца и иных участников судебного процесса;
— достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;
— достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;
— общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Определив обстоятельства предмета доказывания, суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их сторонам в определенный судом срок.
Поскольку собирание доказательств может вызвать сложности, суд при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их. При этом важно отметить, что в силу ст. 63 КАС суд оказывает содействие любому лицу, участвующему в деле, в истребовании доказательств, а не только тем, кто не обладает властными и иными публичными полномочиями. Такой подход упомянутой статьи обоснован как принципами равенства сторон и состязательности, так и объективной невозможностью даже для лица, наделенного властными и иными публичными полномочиями, получить требуемое доказательство. Суд по административным делам может истребовать доказательства по своей инициативе.
Суд также разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика.
В случаях, не терпящих отлагательства, суд разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств.
В тех случаях, когда невозможно истребовать доказательство, которое находится на территории вне юрисдикции суда, рассматривающего дело, суд выносит определение о судебном поручении соответствующему или нижестоящему суду. Этот суд, исполняя судебное поручение, исследует указанное доказательство и направляет в суд, давший судебное поручение, протокол судебного заседания.
Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения следует из обстоятельств дела и представленных доказательств. Необходимость привлечения специалиста может возникнуть у суда для получения консультаций (п. 13, 14 Постановления Пленума ВС РФ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
4. Рассмотрение ходатайств лиц, участвующих в деле. Ходатайства могут носить самый разный характер. Как было отмечено ранее, это может быть ходатайство об истребовании доказательств, о проведении экспертизы, вызове свидетелей, консультации специалиста и пр. Особо закон выделяет рассмотрение ходатайств административного истца или его представителя о применении мер предварительной защиты по административному иску, о рассмотрении дела, в том числе в предварительном судебном заседании, путем использования систем видеоконференц-связи. По результатам рассмотрения указанных ходатайств суд выносит мотивированное определение.
Административный истец или его представитель могут заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Если суд удовлетворяет такое ходатайство, то направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и др.), позволяющих контролировать их получение адресатом.
5. Содействие примирению сторон (если по данной категории административных дел возможно примирение).
Согласно ч. 1 ст. 137 КАС примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон. Законодатель отмечает три важных аспекта для примирения сторон по административным делам:
1) под примирением понимается исключительно компромисс, основанный на взаимных уступках, что препятствует заключению соглашений о примирении, в которых завуалирован отказ от иска;
2) примирение возможно при допустимости взаимных уступок. Такой подход характерен для административных дел, в которых государственные органы часто ссылаются на отсутствие законодательного разрешения на определенные уступки противоположной стороне, например, по вопросам взыскания налогов и пр.;
3) возможно заключение мирового соглашения по части заявленных требований (ч. 8 ст. 137 КАС).
Вместо привычного «мирового соглашения» КАС говорит о «соглашении о примирении сторон». Последнее должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. Соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.
Традиционно суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц. При этом КАС включил в противоречие закону несоответствие мирового соглашения ч. 1 ст. 137 данного Кодекса, т.е. отсутствие допустимых взаимных уступок.
По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон (ч. 2 ст. 137 КАС).
В арбитражном процессе также уделяется внимание примирению сторон. В связи с этим судья разъясняет сторонам не только их право заключить мировое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику, но и существо и преимущества примирительных процедур, а также правовые последствия этих действий. Так, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству судья может отложить проведение предварительного судебного заседания, совершение других подготовительных действий по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к посреднику в целях урегулирования спора или использования иных примирительных процедур (ч. 2, 7 ст. 158 АПК) (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья должен решить вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения. Закон приводит неисчерпывающий перечень действий, которые судья осуществляет на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Суд наделен властными полномочиями при подготовке дела. Например, если стороны противодействуют своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф. Отметим, что закон говорит об ответственности лишь сторон, но не лиц, участвующих в деле.
В соответствии с абз. 2 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ «О подготовке дела к судебному разбирательству» «круг конкретных процессуальных действий по подготовке к судебному разбирательству каждого дела судья определяет, исходя из характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств дела, представленных доказательств и других обстоятельств, и указывает на них в определении о подготовке дела к судебному разбирательству».

>
Возражение на административное исковое заявление

Возражение на административный иск

Образец возражения на административное исковое заявление

Возражение на административный иск

Права сторон административного процесса перечислены в ст. 45, 135 КАС РФ. В их число входит представление административным ответчиком в суд своих возражений (п. 2 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).

Напомним, что ч. 7 ст. 125 КАС РФ обязывает отправлять копии иска с документами ответчику только истцов с государственными или другими публичными полномочиями. При неисполнении этой обязанности истцом суд оставляет полученное заявление без движения (ст. 130 КАС РФ).

У истцов-граждан и истцов-организаций обязанности по уведомлению ответчика нет. Соответственно, если ответчик не был уведомлен о предстоящем суде, то копии иска со всеми приложениями отправляются судебным органом, при этом ответчику предоставляется разумный срок для отправки возражения (п. 2 ч. 3 ст. 135 КАС РФ).

Подготовленное ответчиком возражение должно быть получено судьей до начала суда (если копии документов ответчик получил от суда, то возражение подается до даты, указанной в определении).

ВАЖНО! Представление возражения в административном судопроизводстве обязанностью ответчика не является.

Образец возражения на административное исковое заявление

К возражению на административный иск установлено несколько требований:

  1. Оно должно быть представлено в письменном виде (п. 2 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).
  2. Оно должно быть подписано правомочным лицом. Если возражение подает доверенное лицо, в его доверенности должно быть предусмотрено право на подписание возражения и его подачу в суд (п. 1 ч. 2 ст. 56 КАС РФ).
  3. Копия возражения отправляется административному лицу. Либо в суд подается возражение и его копии в том количестве, сколько лиц участвует в деле, для их отправки судом (ч. 3 ст. 135 КАС РФ).

К содержанию возражения требований не имеется, поэтому при его составлении нужно руководствоваться обычаями делового оборота.

В нем пишутся:

  • реквизиты суда;
  • сведения о лице, подающем возражение: процессуальный статус, Ф. И. О., адрес проживания;
  • информация о полученном иске (истец, ответчик, предмет);
  • возражение на исковое требование, обоснование этой позиции;
  • ссылка на документы, подтверждающие возражение;
  • список прикладываемых документов;
  • дата составления;
  • подпись лица.

Образец возражения можно скачать здесь: Образец возражения на административное исковое заявление.

***

Таким образом, возражение на административный иск подается ответчиком до начала производства в первой инстанции, в период подготовки к рассмотрению. В нем ответчик выражает свое несогласие с заявленными требованиями, обосновывает позицию и подтверждает ее ссылками на доказательства, в том числе на прилагаемые к возражению документы.

Подача возражения является правом, а не обязанностью ответчика.

Судебное разбирательство: сроки рассмотрения и разрешения административных дел, участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи

Судебное разбирательство административного дела происходит устно, если КАС РФ не предусмотрено иное.

В случае, если административное дело рассматривается в судебном заседании, то о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном гл. 33 КАС РФ.

В КАС РФ закреплены следующие общие сроки для рассмотрения административных дел:

— до трех месяцев — в ВС РФ;

— до двух месяцев — во всех остальных судах.

Указанные сроки исчисляются со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены КАС РФ.

В случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.

Системы видеоконференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения лица, присутствие которого необходимо в судебном заседании, но которое не имеет возможности прибыть в судебное заседание суда, рассматривающего административное дело.

В целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, используются системы видеоконференц-связи соответствующих учреждений.

Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо для правильного рассмотрения административного дела, путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам судебного процесса, а также в соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована видеоконференц-связь.

Секретарь судебного заседания суда, рассматривающего административное дело, устанавливает связь с судом или учреждением, в которых используются системы видеоконференц-связи, для обеспечения участия в судебном заседании лица, присутствие которого необходимо для правильного рассмотрения административного дела.

Секретарь судебного заседания суда по месту нахождения такого лица по распоряжению председательствующего в судебном заседании проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, и устанавливает их личность, а также выполняет иные распоряжения председательствующего в ходе судебного заседания, в частности при необходимости берет у свидетеля подписку о разъяснении ему его обязанностей и о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, принимает от участников судебного разбирательства письменные материалы. Все документы, полученные в суде, в котором была организована видеоконференц-связь, не позднее следующего дня после дня проведения судебного заседания направляются в суд, рассматривающий данное административное дело, для приобщения к протоколу судебного заседания.

В случаях, если в целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, используются системы видеоконференц-связи соответствующих учреждений, соответствующее определение суда исполняет начальник учреждения, в котором указанные лица содержатся под стражей или отбывают наказание в виде лишения свободы.

Разбирательство административных дел в суде первой инстанции

Судебное разбирательство — центральная часть стадии административного судопроизводства в суде первой инстанции. Оно представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела и дополнительно представленных сторонами, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого спора о нраве административном.

Судебное разбирательство происходит в судебном заседании, во время которого обстоятельства дела рассматриваются в пределах заявленных истцом требований. Суд вправе выйти за эти пределы только в случаях, предусмотренных законом.

Значение судебного разбирательства в суде первой инстанции выражается в следующих основных моментах:

  • — в судебном заседании в процессе рассмотрения и разрешения административного спора осуществляется административное правосудие но конкретному административному делу;
  • — от правильности проведения судебного разбирательства зависит исход всего дела в целом;
  • — в процессе разбирательства административного дела в максимальной степени проявляют себя все принципы судебного административно-процессуального права;
  • — в ходе судебного разбирательства реализуются все нрава сторон;
  • — на этом этапе административного судопроизводства решается вся совокупность задач, имеющих значение для разрешения административного дела по существу.

Порядок проведения судебного разбирательства характеризуется следующими признаками:

  • 1) детально регламентированная в КАС РФ последовательность совершения процессуальных действий как со стороны суда, так и со стороны других участников административного судопроизводства (гл. 14 КАС РФ);
  • 2) обязательность распоряжений председательствующего для всех участников судопроизводства и лиц, присутствующих в зале. Субъекты административно-процессуальных отношений вправе высказывать свои возражения отностительно действий председательствующего, которые заносятся в протокол судебного заседания (ст. 143 КАС РФ);
  • 3) за нарушение порядка в процессе судебного заседания предусмотрена юридическая ответственность (ст. 144 КАС РФ). При его нарушении присутствующими в зале судебного заседания возможно применение мер принуждения или ответственности — предупреждение, удаление, штраф (ст. 119 КАС РФ);
  • 4) обязательность ведения протокола судебного заседания, который составляется в письменной форме и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении всех действий участников процесса или каждого отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания (ст. 204, 205 КАС РФ).

Судебное заседание, в котором происходит разбирательство административного дела, в содержательном плане состоит из четырех частей:

  • — подготовительной;
  • — рассмотрения дела по существу;
  • — судебных прений;
  • — постановления и оглашения решения.

Каждая часть, последовательно сменяя одна другую, имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов.

В подготовительной части судебного заседания перед судом стоит задача выяснить, имеются ли необходимые условия для рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании.

Для решения этой задачи осуществляется ряд процессуальных действий, которые проводятся в определенном порядке (ст. 145—155 КАС РФ). В назначенное для разбирательства административного дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. Затем секретарь судебного заседания обязан доложить суду, кто из вызванных по данному делу лиц явился, вручены ли повестки не явившимся и какие имеются сведения о причинах их неявки. Председательствующий в судебном заседании устанавливает личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверяет полномочия должностных лиц, представителей. Явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания. Им разъясняется, что они будут вызваны в зал судебного заседания для дачи показаний.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в деле в качестве прокурора, представителя общественной организации, эксперта, переводчика, секретаря судебного заседания, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод или отвод. Основания и порядок отвода суда, а также других указанных в законе участников процесса определяются ст. 31—36 К АС РФ.

Разъяснив лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности (ст. 153 КАС РФ), председательствующий выясняет, имеются ли у лиц, участвующих в деле, какие-либо ходатайства, заявления. При наличии заявлений или ходатайств об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, суд обязан заслушать мнение других лиц, участвующих в деле. Заявления и ходатайства разрешаются путем вынесения определений, которыми ходатайства удовлетворяются или оставляются без удовлетворения (ст. 154 КАС РФ). Разрешив заявления и ходатайства, суд переходит к рассмотрению вопроса о возможности слушания дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, представителей, свидетелей и экспертов.

Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если (ст. 152 КАС РФ):

  • 1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;
  • 2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;
  • 3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;
  • 4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий;
  • 5) имеется ходатайство лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.

Рассмотрение дела но существу начинается докладом административного дела председательствующим (ст. 156 КАС РФ). В докладе кратко излагается:

  • — кто, к кому и какие требования заявил, их основания;
  • — если в деле имеются письменные возражения ответчика, то докладывается их суть;
  • — имеющиеся в деле доказательства.

Закончив доклад дела, председательствующий выясняет:

  • — поддерживает ли административный истец свои требования, содержащиеся в административном иске;
  • — признает ли административный ответчик требования истца;
  • — не желают ли стороны кончить дело соглашением о примирении, если по данной категории административных дел такое соглашение возможно.

В случае намерения сторон совершить распорядительные действия (отказаться от иска, признать иск или заключить соглашение о примирении), председательствующий разъясняет им последствия соответствующих процессуальных действий. Изложенные в письменной форме заявление административного истца об отказе от иска или признании иска административным ответчиком и условия соглашения о примирении сторон должны быть подписаны и приобщены к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (ст. 157 КАС РФ).

Если стороны отказываются от совершения распорядительных действий, суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле. Вначале суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица. Вместо сторон объяснения в суде могут давать их представители. Это не лишает стороны права дать дополнительные объяснения, от которых они могут и отказаться, если считают, что представители полно и правильно изложили их позицию по делу. В целях полного выяснения фактических обстоятельств участвующим в деле лицам предоставляется право с разрешения председательствующего задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд должен установить порядок дальнейшего исследования доказательств: порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования других доказательств. Этот вопрос суд решает, предварительно выслушав мнение присутствующих в зале судебного заседания лиц, участвующих в деле (ст. 158 КАС РФ). Чаще всего суд начинается с допроса свидетелей. Каждый свидетель допрашивается отдельно в отсутствие других, еще не допрошенных свидетелей. Председательствующий, установив личность свидетеля, разъясняет ему обязанность говорить суду только правду и предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Выявив отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, председательствующий предлагает ему сообщить все, что лично ему известно по делу.

КАС РФ (ст. 162) устанавливает специальные правила, регулирующие допрос несовершеннолетнего свидетеля. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет, производится с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

Показания свидетелей, собранные в порядке судебного поручения, в порядке обеспечения доказательств или в ином порядке, предусмотренном ст. 51, 66, 67, 152 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании. Путем оглашения исследуются и письменные доказательства (ст. 164 КАС РФ). Далее суд при необходимости приступает к исследованию вещественных доказательств, порядок исследования которых регламентируется ст. 166 КАС РФ. Вещественные и письменные доказательства, которые не могут быть доставлены в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения.

Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования административного истца или возражения административного ответчика либо не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случаях когда представление таких доказательств для этих лиц затруднительно, по их ходатайству или по собственной инициативе суд истребует необходимые доказательства. Согласно ст. 63 КАС РФ об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления истребуемого доказательства. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, и лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство. В случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и размере, установленном ст. 122, 123 КАС РФ.

Если по делу проводилась экспертиза, то после осмотра вещественных доказательств суд должен исследовать и заключение эксперта, которое он дает в письменной форме. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд решает вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Если же суд не согласен с заключением эксперта по мотиву необоснованности, то назначается повторная экспертиза.

По инициативе лица, участвующего в деле, или самого суда к делу может быть привлечен специалист (ст. 169 КАС РФ). Он дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

После исследования всех доказательств, председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они чем- либо дополнить материалы дела и выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии заявлений о желании выступить с заключением или дополнительными объяснениями председательствующий объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным, и суд переходит к заслушиванию судебных прений.

Цель этой части судебного разбирательства — подвести итог проведенного исследования доказательств. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, и представителей (ст. 171 КАС РФ). Сначала выступает административный истец и его представитель, который, как правило, просит суд иск удовлетворить, а затем — административный ответчик и его представитель, который просит в иске отказать. Заинтересованное лицо, его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей. Прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

Лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Председательствующий в судебном заседании вправе применить меры процессуального принуждения и остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела. Все лица, участвующие в деле, их представители после произнесения ими речей с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит административному ответчику, его представителю.

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания. Принятие и оглашение решения — это заключительная часть судебного разбирательства, в которой суд разрешает административное дело по существу и объявляет вынесенное решение в зале судебного заседания.

Решение постановляется судом в специальном помещении — в совещательной комнате (сг. 175 КАС РФ). Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судья или судьи, входящие в состав суда по конкретному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Такой порядок создает условия, исключающие постороннее воздействие на судей во время вынесения решения. Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене решения.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В совещательной комнате судьи должны проанализировать и оценить добытые доказательства. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Он может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.

При вынесении решения суд должен ответить на следующие вопросы:

  • — какие факты и на основании каких доказательств следует считать установленными и какие — не установленными;
  • — какая норма материального права должна быть применена к установленным фактам;
  • — как в соответствии с законом необходимо разрешить данное административное дело.

Постановленное судом решение излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей и подписывается всеми судьями, участвующими в постановлении решения, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении.

Решение суда по своему содержанию состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 180 КАС РФ). В вводной части решения суда должны быть указаны: номер административного дела; дата и место принятия решения суда; наименование суда, принявшего решение; состав суда; сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска. Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны:

  • 1) обстоятельства административного дела, установленные судом;
  • 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;
  • 3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства;
  • 4) НПА, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Резолютивная часть решения суда должна содержать:

  • — выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска;
  • — выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела;
  • — указание на распределение судебных расходов;
  • — порядок и срок обжалования решения суда.

В силу принципа непрерывности суд обязан вынести решение немедленно после разбирательства дела. Только в исключительных случаях по особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более пяти дней. Однако в этом случае резолютивная часть решения должна быть объявлена в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда (ст. 174 КАС РФ). Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения (ст. 187 КАС РФ). Решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение к немедленном}’ исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

На определение суда о немедленном исполнении решения суда или об отказе в немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба. Подача жалобы на определение о немедленном исполнении решения суда нс приостанавливает исполнение данного определения.

Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Разбирательство любого административного дела в суде первой инстанции по общему правилу заканчивается вынесением судебного решения, разрешающего дело по существу. В отдельных прямо указанных в законе случаях оно может окончиться без вынесения решения. Процессуальное законодательство предусматривает две формы окончания производства по делу без вынесения решения по существу спора’.

  • — прекращение производства по делу;
  • — оставление заявления без рассмотрения.

Эти формы различаются по характеру оснований и по правовым последствиям их применения. Прекращение производства по делу имеет место, как правило, при отсутствии у административного истца права на судебную защиту. В этом случае прекращение производства по делу исключает возможность вторичного возбуждения в суде аналогичного дела. Оставление заявления без рассмотрения допускается тогда, когда административный истец имеет право на судебную защиту, но не были соблюдены лишь условия его реализации. В случае оставления заявления без рассмотрения истец не лишается права вновь возбудить в суде тождественное дело после того, как устраняются нарушения условий реализации права на судебную защиту.

Прекращение производства по делу может иметь место только по основаниям, указанным в ст. 194 КАС РФ. Суд прекращает производство по административному делу в случае:

  • 1) если административное дело не подлежит разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, а должно рассматриваться в гражданском или уголовном судопроизводстве;
  • 2) если имеется:
    • — вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
    • — определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон;
    • — определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;
    • — вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете по административному делу об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц;
  • 3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
  • 4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
  • 5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
  • 6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;
  • 7) если оспариваемые НПА, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Производство по делу прекращается определением суда. Если производство по делу прекращено вследствие неподведомственности дела судам, суд обязан указать в определении, в какой орган истцу необходимо обратиться.

Оставление заявления без рассмотрения — это окончание деятельности суда по разбирательству дела без вынесения решения, которое не препятствует истцу или заявителю вторично обратиться в суд с тождественным заявлением. Основания оставления заявления без рассмотрения указаны в ст. 196 К АС РФ. Согласно этой статье суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:

  • 1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный для данной категории административных дел;
  • 2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
  • 3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
  • 4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • 5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, касающихся его формы и содержания либо прилагаемых к нему документов (ст. 125, 126 КАС РФ);
  • 6) если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования.

В случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для его оставления без рассмотрения. Он обязан также указать, как устранить эти обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.