Размер арендной платы определяется

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 г. Москва «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»

В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.
3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3821.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
3. Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:
а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах). При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;
б) 0,3 процента в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
в) 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» настоящего пункта;
г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельного участка, предоставленного в соответствии с договором о развитии застроенной территории;
земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
д) 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта, если:
земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
4. В случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
В случае если земельный участок предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, арендная плата определяется на аукционе в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения:
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий метрополитена;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов;
гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;
объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства.
6. Арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 — 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р, где:
А — арендная плата;
С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;
Р — действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации.
Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.
10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка коэффициент-дефлятор, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.
12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

62. Особенности определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

  • •Вопросы для подготовки к экзамену по земельному праву (2016 г.)
  • •1. Предмет и метод земельного права
  • •2. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина
  • •3. Система земельного права
  • •4. Соотношение земельного права с водным, горным, лесным правом
  • •5. Гражданско-правовое регулирование земельных отношений
  • •6. Понятие земельных правовых отношений (земельных правоотношений)
  • •7. Особенности земельных правоотношений
  • •8. Классификация земельных правоотношений
  • •9. Участники (субъекты) и объекты земельных правоотношений
  • •10. Понятие и признаки земельного участка
  • •11. Правовая классификация земель
  • •12. Содержание земельных правоотношений
  • •2. Земельно-экономические права граждан.
  • •13. Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений
  • •14. Основные принципы земельного права
  • •15. Понятие источников земельного права
  • •16. Классификация источников земельного права
  • •17. Общая характеристика источников земельного права
  • •2. Федеральные законы.
  • •3. Законы субъектов рф
  • •4. Указы Президента
  • •5. Постановления Правительства рф
  • •6. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
  • •7. Локальные акты
  • •8. Нормативные договоры
  • •9. Международные договоры как источники земельного права
  • •10. Иные виды источников земельного права (стандарты, госТы)
  • •11. Место и роль правового обычая, судебной и правоприменительной практики, правовой доктрины как источников земельного права
  • •12. Акты органов местного самоуправления
  • •18. Понятие права собственности на землю в Российской Федерации
  • •19. Конституционные основы права собственности на землю в рф
  • •20. Формы и виды права собственности на землю в рф
  • •21. Субъекты и объекты права собственности на землю
  • •22. Содержание права собственности на землю
  • •23. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю
  • •24. Ограничения права собственности на землю
  • •25. Понятие управления в сфере использования и охраны земель
  • •1. Общее управление.
  • •2. Специальное управление.
  • •3. Ведомственное управление.
  • •4. Внутрихозяйственное (производственное) управление.
  • •5. Общественное управление.
  • •26. Принципы управления в сфере использования и охраны земель
  • •27. Система органов управления в сфере использования и охраны земель различных категорий
  • •28. Функции органов управления в сфере использования и охраны земель и их компетенция
  • •1. Министерство природных ресурсов и экологии рф.
  • •2. Министерство здравоохранения рф.
  • •3. Министерство экономического развития рф.
  • •29. Мониторинг земель
  • •30. Понятие государственного кадастрового учета земель
  • •31. Понятие, цели и содержание государственного кадастра недвижимости
  • •32. Органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости
  • •33. Правовое регулирование отношений по ведению государственного кадастра недвижимости
  • •34. Правовое значение государственного кадастра недвижимости
  • •35. Понятие, виды и содержание землеустройства
  • •36. Правовое регулирование землеустройства
  • •37. Межевание в сфере землеустройства
  • •38. Распределение и перераспределение земель как функция государства
  • •39. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую
  • •40. Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории
  • •41. Изъятие (выкуп) земель для государственных или муниципальных нужд
  • •42. Правовые последствия изъятия земель для государственных или муниципальных нужд
  • •43. Возмещение убытков землепользователям при изъятии земель
  • •44. Понятие контроля (надзора) в сфере использования и охраны земель (земельный контроль) и его виды
  • •1. Государственный земельный надзор.
  • •2. Муниципальный земельный контроль.
  • •3. Общественный земельный контроль.
  • •45. Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция
  • •1. Государственные органы, на которые возложены функции государственного земельного надзора:
  • •2. Органы муниципального земельного контроля.
  • •46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)
  • •48. Административное обследование объектов земельных отношений
  • •49. Порядок нормирования земельных участков в сфере использования и охраны земель
  • •50. Правовое регулирование консервации земель
  • •51. Понятие мелиорации земель. Виды (типы) мелиорации земель
  • •52. Понятие и правовое регулирование рекультивации земель
  • •53. Правовая охрана земель
  • •54. Порядок разрешения земельных споров
  • •55. Понятие и виды ответственности за нарушения земельного законодательства
  • •1. Административная ответственность.
  • •2. Уголовная ответственность.
  • •3. Дисциплинарная ответственность
  • •4. Гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда)
  • •5. Земельно-правовая ответственность
  • •56. Формы (титулы) права землепользования. Вещные и обязательственные права на землю по действующему законодательству и их классификация
  • •57. Право пожизненного наследуемого владения землей
  • •58. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
  • •59. Безвозмездное пользование земельными участками
  • •60. Аренда земельных участков
  • •61. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • •62. Особенности определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • •63. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • •64. Разрешительный порядок пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута
  • •65. Купля-продажа и другие сделки с землей по гражданскому и земельному законодательству
  • •1. Купля — продажа. Регулируется гк рф и ст. 37 зк рф.
  • •2. Мена. Регулируется гк рф и ст. 37 зк рф.
  • •3. Ипотека (залог недвижимости). Регулируется гк рф и фз «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  • •4. Наследование. Регулируется гк рф и зк рф.
  • •5. Дарение. Регулируется гк рф.
  • •6. Рента. Регулируется гк рф.
  • •66. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
  • •67. Безвозмездная передача земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта рф или в муниципальную собственность
  • •68. Обмен государственного или муниципального земельного участка на частный земельный участок
  • •69. Права и обязанности лиц, не являющихся собственниками земли
  • •70. Основания возникновения права на пользование земельными участками
  • •75. Государственные органы, осуществляющие регистрацию прав на землю
  • •76. Правовое регулирование государственной регистрации прав на землю
  • •77. Защита прав на землю
  • •1. Признание права на земельный участок
  • •2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
  • •3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  • •78. Признание права на земельный участок
  • •79. Плата за землю
  • •2. Плата за использование земли (это земельный налог и арендная плата).
  • •3. Плата за сервитут
  • •80. Стоимость (оценка) земли
  • •1. Кадастровая цена земли
  • •2. Рыночная стоимость земельного участка
  • •3. Нормативная цена земли
  • •81. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  • •6. Фз «о кфх»; фз «о лпх»; фз «о мелиорации»; фз «о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • •82. Понятие земель сельскохозяйственного назначения, их классификация и виды (цели) разрешенного использования
  • •83. Субъекты права пользования землями сельскохозяйственного назначения
  • •84. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
  • •IV. Наследование.
  • •85. Нормирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • •86. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения
  • •6. Фз «о кфх»; фз «о лпх»; фз «о мелиорации»; фз «о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • •87. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и его правовое значение
  • •88. Право землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства
  • •89. Правовой режим земель населенных пунктов
  • •1. В состав жилых зон могут включаться:
  • •2. В состав общественно-деловых зон включаются:
  • •3. В состав производственных зон включаются:
  • •4. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
  • •90. Правовая классификация земель населенных пунктов
  • •1. В состав жилых зон могут включаться:
  • •2. В состав общественно-деловых зон включаются:
  • •3. В состав производственных зон включаются:
  • •4. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
  • •91. Зонирование территорий
  • •92. Генеральные планы
  • •93. Градостроительный регламент
  • •94. Органы управления землями населенных пунктов
  • •95. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель населенных пунктов
  • •96. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения
  • •2. Правовой режим земель энергетики.
  • •3. Правовой режим земель транспорта
  • •4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности
  • •5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности
  • •97. Правовая классификация земель промышленности и иного специального назначения
  • •99. Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения
  • •2. Правовой режим земель энергетики.
  • •3. Правовой режим земель транспорта
  • •4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности
  • •5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности
  • •100. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •101. Правовая классификация земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •102. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •103. Общая характеристика и особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •104. Правовой режим земель водного фонда
  • •105. Правовая классификация водных объектов и земель водного фонда
  • •106. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель водного фонда
  • •107. Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда
  • •108. Правовой режим земель лесного фонда
  • •109. Классификация лесов и земель лесного фонда
  • •110. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель лесного фонда
  • •111. Общая характеристика и особенности правового режима земель лесного фонда
  • •112. Правовой режим земель запаса
  • •113. Резервирование земель по действующему законодательству
  • •114. Право граждан на земельную долю (пай) и ее использование
  • •115. Упрощенный порядок оформления прав граждан на землю
  • •116. Образование земельных участков
  • •117. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
  • •118. Условия и порядок отказа от земельного участка

Определение арендной платы за пользование объектами нежилого муниципального фонда

Управление муниципальным имуществом – это комплекс административных, экономических, нормативно – правовых действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности общества. Основная задача органов управления муниципальным имуществом – его эффективное использование. Одним из вариантов использования муниципальной собственности является сдача муниципального имущества на определенный срок в аренду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества в обмен на фиксированные, регулярно уплачиваемые арендатором платежи. Средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и/или пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются доходами местных бюджетов и включаются в их состав после уплаты налогов и сборов. Таким образом, доходная часть местного бюджета зависит от величины поступлений арендных платежей, что обусловливает пристальное внимание к методикам расчета арендной платы. В настоящий момент практически во всех муниципальных органах по управлению имуществом используется стандартный подход, основанный на определении размера арендной платы с использованием корректирующих коэффициентов.

Единой универсальной методики расчета арендных платежей для различных муниципальных образований в Российской Федерации, очевидно, существовать не может вследствие значительных различий в условиях экономической деятельности. Для решения этой задачи необходимо проведение исследований, связанных с использованием объектов нежилого фонда, а именно: анализ и оценка текущего состояния; совместное исследование динамики различных показателей, исследование факторов, влияющих на изменение показателей; прогнозирование тенденций изменения показателей.

Анализ структуры размещения муниципального имущества по характеру его использования показывает, что в настоящее время большая часть муниципального имущества РФ передана в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным унитарным предприятиям. В аренде находится около пятой части муниципальной собственности.

Повышение эффективности использования муниципального имущества путем совершенствования механизма аренды требует комплексного подхода осуществлению процессов подготовки, принятия и контроля стратегических и оперативных управленческих решений и поддержанию информационной базы, позволяющей реализовать эффективные методы принятия решений в области аренды, в том числе расчета стоимости аренды муниципальной недвижимости.