Срок рассмотрения административного правонарушения

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Текущая редакция ст. 29.6 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ, — см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

____________________________________________________________________
1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 4 мая 2010 года Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть дополнительно включена с 4 мая 2010 года Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 69-ФЗ).

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается (часть дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ; дополнена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; дополнена с 8 ноября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

____________________________________________________________________
Часть третья предыдущей редакции с 19 июля 2003 года считается частью четвертой настоящей редакции — Федеральный закон от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ.

____________________________________________________________________
4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания (часть дополнена с 28 ноября 2004 года Федеральным законом от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (часть дополнительно включена с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

6. Часть дополнительно включена с 15 января 2013 года Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 277-ФЗ; утратила силу с 22 июля 2014 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 29.6 КоАП РФ

1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Консультации и комментарии юристов по ст 29.6 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 29.6 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр вынесенных постановлений и последующих решений по делам об административных правонарушениях является альтернативной стадией производства, поскольку соответствующие процессуальные нормы применяются лишь в том случае, если обжалуется или опротестовывается постановление по делу, а затем решение и постановление по рассмотрению жалоб на постановление.

По сути, КоАП РФ предусматривает апелляционный порядок рассмотрения вышестоящими судьями жалоб на постановления судей, а также апелляционный и кассационный порядок рассмотрения судьями жалоб на постановления несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, имея в виду не вступившие в законную силу постановления. Кроме того, Кодекс предусматривает возможность подачи надзорных жалоб на вступившие в законную силу постановления.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено заинтересованным в исходе дела участникам производства, указанным в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ.

В ст. 30.1 Кодекса установлен следующий инстанционный порядок обжалования постановлений, не вступивших в законную силу:

  • • вынесенных судьей – в вышестоящий суд;
  • • вынесенных коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • • вынесенных должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • • вынесенных иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу поступила как в суд, так и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то ее рассматривает суд.

Постановление по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, которое значительно отличается от процессуальных норм КоАП РФ (см. ст. 207– 211 АПК РФ).

В 2011 г. в ст. 30.1 КоАП РФ включена норма, которая предусматривает право должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, обжаловать вынесенное судьей постановление по делу в вышестоящий суд. При буквальном толковании нормы ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП можно сделать вывод, что она касается постановлений, вынесенных мировыми, районными и гарнизонными военными судьями, поскольку арбитражные судьи выносят решения по делу. В АПК РФ такого рода изменения пока не внесены. На наш взгляд, данное решение законодателя не соответствует принципам судопроизводства в сфере публичных правоотношений и конституционному принципу независимости судебной власти. С практической точки зрения такая ситуация значительно увеличивает нагрузку судей судов общей юрисдикции.

Отметим также, что решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу может быть обжаловано данным лицом в вышестоящий суд (см. ч. 5 ст. 30.9 и ч. 4 ст. 30.12 КоАП).

Нужно учитывать, что в КоАП РФ проведено разделение процессуального порядка рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление и жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12–30.19).

Жалоба на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении подается, как правило, через судью, орган, должностное лицо, которые его вынесли и которые обязаны направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех суток со дня ее поступления. В случае подачи жалобы на постановление судьи о назначении административного ареста или на постановление об административном приостановлении деятельности жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым она подана, то жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ст. 30.2 КоАП РФ).

Срок подачи жалобы определен в системной связи норм ст. 31.1 КоАП РФ о вступлении постановления по делу в законную силу и об обязательном исполнении такого постановления всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ст. 31.2). В Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2003 г., утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 03.12.2003 и 24.12.2003, и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, рассмотрены ситуации, связанные со вступлением в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Срок обжалования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по общему правилу составляет 10 суток со дня его вручения или получения копии. В случае пропуска указанного срока он по ходатайству подающего жалобу лица может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Решение об отклонении данного ходатайства выносится в виде определения (ст. 30.3 КоАП РФ).

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ указал на законность установления в ст. 30.3 КоАП РФ срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, подчеркнув, что установление сроков обращения граждан с жалобами обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. В Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 № 749-0-0 указано, что заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению .

КоАП РФ (ст. 30.3) предусматривает общие и специальные (сокращенные) сроки рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении, постановление по которому не вступило в законную силу. По общему правилу жалоба подлежит рассмотрению органом или должностным лицом в течение 10 дней со дня ее поступления. Жалоба на постановление, поступившая в суд, рассматривается в течение двух месяцев. Однако жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в вышестоящем суде в течение суток с момента ее подачи, если привлеченное к ответственности лицо отбывает административный арест, а жалоба на постановление об административном приостановлении деятельности и на постановление об административном правонарушении законодательства о выборах и референдуме – в пятидневный срок.

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо единолично, причем они не связаны ее доводами, а проверяют дело в полном объеме. Процедура рассмотрения жалобы (ст. 30.6 КоАП РФ), по сути, идентична порядку рассмотрения дела (ст. 29.7 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо в соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность ее рассмотрения данным субъектом, а также производство по делу; разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к их компетенции.

Судья вышестоящего суда, вышестоящее должностное лицо принимают по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении одно из следующих решений :

  • • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • • об изменении постановления, если при этом не ужесточается наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено;
  • • об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ);
  • • об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение субъекту, правомочному рассмотреть дело, а также в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административной ответственности, предусматривающего назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного наказания;
  • • об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было вынесено неправомочным субъектом.

Решение по жалобе должно содержать сведения, предусмотренные в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Если будет установлено, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции рассмотревшего ее судьи, должностного лица, то выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.

Согласно ст. 30.8 КоАП РФ оглашение решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется немедленно после его вынесения.

Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу либо законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) или прокурору по его просьбе. Кроме того, решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих наказание, а также до сведения лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего – в день его вынесения.

В судебной практике рассмотрения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях возникает немало вопросов. Часть таких вопросов нашла отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (по вопросу об определении территориальной подсудности дел по жалобам см. п. 30; о восстановлении срока обжалования и порядке рассмотрения ходатайств – п. 31 постановления).

К сожалению, имеют место факты, когда судьи арбитражных судов принимают к производству жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях, непосредственно не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных лиц. Если компетенция судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел по первой инстанции разграничена в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, то применительно к рассмотрению жалоб четкие нормы в КоАП РФ и АПК РФ отсутствуют. В связи с этим необходимо учитывать разъяснения высших судебных инстанций по данному вопросу. Следует, например, обратить внимание на позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженные в п. 12–14, 23 постановления от 02.06.2004 № 10.

Четкое разграничение подведомственности жалоб по отдельным статьям КоАП РФ дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г. (ответы на вопросы № 10 и № 11), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.

В судебной практике возник вопрос, вправе ли судья (по-видимому, и другой орган административной юрисдикции) принять отказ от жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при отказе лица от жалобы судье следует обсудить данное ходатайство и в случае его удовлетворения вынести определение о прекращении производства по жалобе.

Статья 30.10 КоАП РФ предусматривает порядок принесения прокурором протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения путем отсылки к правилам, установленным ст. 30.1–30.3 Кодекса. Протест прокурора рассматривается в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4–30.8. В связи с этим представляется необходимым, чтобы протесты вносились прокурорами в 10-дневный срок со дня вынесения или вручения соответствующего постановления, а в случае пропуска срока рассматривалось ходатайство прокурора о восстановлении этого срока. При рассмотрении протеста прокурора судья, орган, должностное лицо должны учитывать требования ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ о порядке рассмотрения жалобы и принятия по ней решения. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу направляется прокурору, принесшему протест, и участникам производства по делу, указанным в ст. 25.1–25.5.1 КоАП РФ.

Статьи 30.12–30.19 КоАП РФ определили порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Такой пересмотр является надзорным производством, отличающимся от апелляционного и кассационного производства, которое по сути имеет место при пересмотре постановлений, не вступивших в законную силу.

Согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, перечисленными в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано Генеральным прокурором РФ либо его заместителями, прокурором субъекта РФ и его заместителями, прокурором военного округа, флота, главным военным прокурором и его заместителями (по делам об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы).

Жалобы и протесты подаются в суды субъектов РФ и рассматриваются председателями этих судов либо их заместителями, а после их рассмотрения в указанных судах могут быть поданы в Верховный Суд РФ и рассматриваются его председателем, либо заместителем председателя, либо судьей Верховного Суда РФ по поручению Председателя Верховного Суда или его заместителей (ст. 30.13 КоАП РФ).

Требования к содержанию жалобы и протеста в порядке надзора установлены в ст. 30.14 КоАП РФ. Жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

О принятии жалобы, протеста к рассмотрению соответствующий судья выносит определение. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевший уведомляются о подаче жалобы, принесении протеста в целях ознакомления с этими документами и подачи возражений на них.

В ст. 30.16 КоАП РФ определены пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста. По общему правилу, судья проверяет материалы дела исходя из доводов, содержащихся в жалобе, протесте. Однако в интересах обеспечения законности судья вправе проверить дело в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится в форме постановления. Согласно ст. 30.17 КоАП РФ может быть вынесено постановление:

  • • об оставлении жалобы, протеста без удовлетворения;
  • • об изменении постановления по делу, если допущенные нарушения закона могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не ужесточается административное наказание;
  • • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенных нарушений процессуальных требований, затруднивших его объективное рассмотрение;
  • • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста прокуpopa, определено в ст. 30.18 КоАП РФ. В частности, в постановлении наряду с кратким содержанием жалобы должны быть приведены доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте; мотивы и основания принимаемого постановления со ссылкой на конкретные статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Постановление по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления их в суд. Если принято решение об истребовании дела, то оно должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня поступления его в суд. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Повторная подача в суд жалоб, протестов в порядке надзора по тем же основаниям и если они этим судом были ранее рассмотрены, не допускается.

По вопросам рассмотрения судьями жалоб и протестов прокуроров в порядке надзора следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 32 и 34 постановления Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5.

Статья 4.8 КоАП РФ предусматривает порядок исчисления процессуальных сроков. Установлено, в частности, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определяется начало срока. Например, срок, исчисляемый днями, истекает на следующий день установленного срока. Если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Данный порядок исчисления сроков применяется, если другими статьями не предусмотрен иной порядок их исчисления. Это в первую очередь касается установления в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В производстве по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах пересмотр принятых ими решений осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 206 и гл. 34 АПК РФ). Причем решение, принятое арбитражным судом первой инстанции, вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Статьи 266 и 267 АПК РФ определяют порядок и сроки рассмотрения апелляционной жалобы. Отметим, что жалоба рассматривается коллегиальным составом судей.

Если решение арбитражного суда первой инстанции не изменено или не отменено апелляционной инстанцией, то оно вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов могут быть обжалованы в порядке надзора (см. гл. 36 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (речь идет о постановлениях, принятых должностными лицами уполномоченных органов, по делам об административных правонарушениях согласно гл. 25 КоАП РФ) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, предусмотрен ст. 207–212 АПК РФ.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности до истечения 10 дней со дня получения оспариваемого постановления. Дело рассматривается в арбитражном суде субъекта РФ единолично судьей в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в суд. О дне и месте рассмотрения дела извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. При этом судья вправе признать обязательной явку данных лиц и представителя административного органа, принявшего оспариваемое постановление, и истребовать дополнительные доказательства.

Порядок принятия решения судьей арбитражного суда определяется ст. 211 АПК РФ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

По ходатайству заявителя арбитражный суд вправе приостановить исполнение оспариваемого решения.

  • Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 №749-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голифастова Геннадия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

47. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Решение о передаче дела в суд является по своей природе властно-распорядительным и должно быть официально оформлено (ч. 2 ст. 29.9 КоАП). Если это не так, дело не может считаться переданным и не должно приниматься к рассмотрению судом.

Одним из нарушений, которые могут допустить должностные лица, а затем и судья, является нарушение подведомственности. В соответствии со статьей 29.4 и частью 2 статьи 29.9 КоАП в случае, если при подготовке дела к рассмотрению или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что административное дело неподведомственно судье, органу, должностному лицу, к которому поступил протокол об административном правонарушении, судья, должностное лицо принимает решение в виде определения о передаче материалов по подведомственности. Статьей 23.1 КоАП определена компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению административных дел. Подведомственность определяется в том числе и территориальностью. Таким образом, если лицом, привлекаемым к административной ответственности, было заявлено ходатайство о направлении материалов по месту жительства, которое было удовлетворено, о чем имеется определение, но при этом материалы направлены судье по месту совершения правонарушения, то рассматривать его данное должностное лицо не имеет права.

Если, на рассмотрение судье поступает протокол, в котором указаны данные о другом лице, имеются ошибки в фамилии лица, привлекаемого к ответственности, иные ошибки, не исправленные и не заверенные должным образом, протокол направляется в орган или должностному лицу, его составившему.

После разъяснения прав и обязанностей судья переходит к выяснению обстоятельств дела. С этой целью предусмотрено проведение следующих действий:

— получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);

— получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);

— проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП);

— взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП);

— фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП);

— направление поручения для совершения определенных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);

— направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);

— истребование сведений (ст. 26.10 КоАП).

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении судья устанавливает следующие обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях на основании статьи 24.5 КоАП.

1. Отсутствие административного правонарушения — это означает, что отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину гражданина. В КоАП есть статья 1.5, известная многим как «Презумпция невиновности». Дело в том, что у водителей, особенно попавших в суд впервые, есть предубеждение, что свою невиновность они доказывать не должны, а вот их вину должны доказать сотрудники ГИБДД. На этом неподготовленный водитель и прогорает. Виновность водителя уже давно доказана стопкой материалов дела, переданных судье.

2. Отсутствие состава административного правонарушения — означает, что, хотя правонарушение и было, в его событии отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав самого правонарушения. Если неправильно определить состав, то будет непонятно, имеется ли факт правонарушения. Таким образом, уже в протоколе об административном правонарушении должна быть отражена субъективная сторона состава правонарушения.

3. Действия лица в состоянии крайней необходимости — если вдруг водитель намерен доказывать свою невиновность по причине того, что действия, повлекшие совершение административного правонарушения, совершены им в условиях крайней необходимости, судья должен оценить в равной степени материалы дела и заявление гражданина. Статья 2.7 КоАП гласит: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

4. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

— относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

— правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

— достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

— имеются ли ходатайства и отводы.

Согласно части 1 статьи 29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. За этот срок необходимо уведомить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате, времени и месте судебного заседания. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении является абсолютно законным. Если гражданин по каким-либо причинам не имеет возможности присутствовать в ходе судебного заседания, если он не ознакомлен с материалами дела или намерен привлечь защитника или адвоката, для переноса слушания достаточно заявить соответствующее ходатайство.

Помните, что мировым судьей дело рассматривается на основании главы 29 КоАП, а вышестоящим судьей — в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП, которая предусматривает рассмотрение дела в полном объеме. Таким образом, подав жалобу на постановление мирового судьи, гражданин в вышестоящем суде получает возможность для объективного и всестороннего рассмотрения дела в полном объеме. Отговорки вышестоящего судьи о том, что дело уже рассматривалось, свидетелей вызывали и теперь в этом необходимости нет, как правило, не имеют никаких законных оснований.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рас-смотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении является принятие постановления.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выносятся следующие виды постановлений: а) о наложении административного наказания; б) о прекращении производства по делу.

Постановление о наложении административного наказания выносится в случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности. Определение меры наказания осуществляется в рамках, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях и с учетом принципа индивидуализации.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях, если имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу; совершенное право-нарушение характеризуется малозначительностью и коллегиальный орган (должностное лицо) принял решение ограничиться объявлением устного замечания, а также если установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.