Ст 155 ЖК РФ

Срок по умолчанию для оплаты за коммунальные услуги или за жильё

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

В пункте первом вышеуказанной статьи закон гласит, что коммуналку нужно платить до 10 числа того месяца, который следует за прошедшим месяцем, за который необходимо вносить платёж. При этом правовые нормы оставляют людям некоторые возможности для гибкого манёвра, поскольку срок оплаты можно изменить и перенести, если участники ТСЖ примут решение об этом на общем собрании или жители многоэтажки внесут такие изменения в договор об управлении их многоквартирным домом.

Зачем создатели ЖК РФ установили именно эти положения закона, касающиеся точного определения срока оплаты? В комментариях к данному пункту кодекса многие авторы пишут, что причина, вероятнее всего, заключается в том, что в реальности, а не на бумаге, достаточно часто люди всеми способами стараются избежать дополнительных расходов, в том числе, и за коммунальные услуги.

Поэтому законодатель посчитал нужным тщательно урегулировать как срок, так и порядок оплаты коммунальных услуг, чтобы устранить любого рода неопределённости в этом вопросе и, следовательно, избежать появления многочисленных споров, которые лягут дополнительной нагрузкой на судебные органы. В то же время, законотворцы предоставляют гражданам возможность выбора и изменения даты оплаты, воспользовавшись одним из предоставленных нормами права способов для осуществления этого, не сковывая их одной, заранее определённой датой.

Мы уверены, что Вам будет полезна информация об актуальных особенностях действия закона о капитальном ремонте многоквартирных домов.

История установления срока оплаты за коммунальные услуги

Вообще, установление в качестве срока оплаты по умолчанию именно десятого числа имеет давнюю и интересную историю. Это пришло в современную РФ ещё с ранних послереволюционных времён, когда только что утвердившаяся советская власть в целях упорядочения сбора денежных средств с населения в качестве платы за коммунальные услуги учредило так называемые ЖАКТы или, иными словами, жилищные акционерно-коммунальные товарищества, которые централизованно собирали оплату за коммуналку с людей.

Поэтому законодатель в РФ, придерживаясь сложившейся традиции в жилищных отношениях, не пытается придумать что-то новое и внести какое-либо изменение в Жилищный кодекс, которое установит другие сроки и сломает уже устоявшийся обычай, а применяет уже апробированное правило, касающееся срока оплаты коммунальных услуг. Кроме того, люди, принимавшие новый Жилищный кодекс, придерживались исторически сложившейся логики деловых отношений, существовавшей в нашей стране, суть которой заключается в том, чтобы сначала потребителями были получены услуга либо товар и только затем последовала оплата по факту исполненного. Подобный подход был принят также и в отношении коммунальных услуг.

Как потребители могут узнать о сумме задолженности за коммунальные услуги или за пользование жильём?

Согласно п.2 статьи сто пятьдесят пять ЖК РФ, денежные средства вносятся гражданами, являющимися потребителями услуг коммунального характера, на основании так называемых платёжных документов или, проще говоря, счетов, а также информации, которая указывает, сколько человеку нужно заплатить за коммуналку, размещённой в информационной компьютерной системе.

Платёжные документы

Авторы юридических комментариев по Жилищному кодексу под понятием «платёжные документы» обычно понимают официальную бумагу от организации, занимающейся предоставлением людям услуг по коммуналке, на которой указывается объём услуги, потреблённый гражданами, и, соответственно, её стоимость, выраженная, как правило, в рублях. Эти платёжные документы, как указывалось выше, чаще всего называют счетами, но у них есть и другие названия, например, уведомление об оплате или извещение об оплате и т.п.

Такие счета выступают в качестве основания того, что гражданин-плательщик должен внести плату организации-услугодателю на определённую сумму. Разумеется, если вы не согласны с выставленным в отношении вас требованием, то можете прийти к поставщику услуг и попросить сделать перерасчёт, а в случае отказа — решить проблему при помощи суда, если вы, конечно, согласны потратить достаточно большое количество времени на судебные тяжбы.

Информация, размещённая в информационных компьютерных системах

В ч.2 пункта 2 ст.155 Жилищного кодекса объясняется, что такое «информация, указывающая размер платы за коммуналку, размещённая в информационных компьютерных системах». Под ней понимаются следующие разновидности информации:

  1. Сведения в системе о начислениях суммы оплаты за коммуналку.
  2. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем с помощью e-mail.
  3. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем посредством использования информационных терминалов.

Что приоритетнее при несовпадении сведений

Законодатель даёт на этот вопрос исчерпывающий ответ в ч.2.3 пункта 2 ст.155, которая появилась благодаря внесению в нормативный акт изменений в июле 2014 года. Там установлено, что в случае возникновения противоречий, возникших между платёжным документом и информацией в системе касательно сведений о размере оплаты за коммуналку, важнее и приоритетнее считаются сведения, находящиеся в виде информации, размещённой в информационной компьютерной системе.

Кто и кому оплачивает коммунальные услуги или пользование жильём

В пунктах с третьего по десятый ст.155 Кодекса подробно описана структура лиц, выступающих в качестве потребителей вышеупомянутых услуг, и,соответственно, указаны лица, которые управомочены правовыми нормами на сбор финансовых средств, поступающих от потребителей. Итак, рассмотрим подробнее эти две категории граждан и организаций и их взаимоотношения друг с другом:

  • Лица, которые выступают в качестве нанимателей жилья по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, платят наймодателю как за жильё, так и за коммуналку.
  • Если лица, которые являются нанимателями по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, живут в многоэтажке, находящейся под управлением УК (управляющей компании), то они обязаны согласно положениям пункта четыре ст.155 платить за коммуналку и за жильё этой управляющей компании.
  • Лица, которые предоставляется жильё из специальных фондов, предназначенных под социальное использование, оплачивают услуги коммунального характера и пользование жильём наймодателю по умолчанию. Однако, в договоре может быть прописано, что наниматель обязан самостоятельно платить за услуги организациям, занимающимся их предоставлением потребителям.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, состоят в ТСЖ или жилкооперативе, то они должны платить за них так, как решат управляющие органы жилкооператива или ТСЖ.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, не состоят в ТСЖ или жилкооперативе, то они должны платить за них так, как определено в договоре между ними и этими организациями.
  • В пункте 6.2 ст.155 написано, что если дом находится под управлением какой-либо управляющей организации, например, ТСЖ, жилкооператива, иной разновидности потребительского кооператива или управляющей компании, которые аккумулируют на своих счетах финансовые средства, уплаченные за коммуналку, то эти организации отвечают перед потребителями за осуществление своевременных расчётов с компаниями, поставляющими тепло, электричество и другие полезные для жильцов услуги коммунального характера.
  • В пункте 6.3 данной статьи прописано одно важное исключение, касающееся того, что, невзирая на наличие ТСЖ или иной компании, берущих на себя функции по взаимодействию с поставляющими услуги коммунального характера организациями, потребители могут на общем собрании решить, что они будут сами и напрямую платить поставщикам услуг коммунального характера без посредничества ТСЖ или других управляющих компаний, например, жилкооперативов.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, проживают в многоэтажках, где нет ТСЖ или другой управляющей компании, например, жилкооператива, созданных по инициативе людей, живущих в этих многоэтажках, то они должны платить в управляющую организацию, назначенную по результатам конкурса администрацией муниципалитета, за услуги коммунального характера. В отношении этих людей также действует правило, прописанное в п. 6.3 данной статьи.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, приобрели жилище в новой многоэтажке или новостройке, то у них есть следующие варианты того, кому платить за коммуналку:
    • Управляющей организации, которая выиграла конкурс, являвшийся открытым;
    • Непосредственно самому застройщику;
    • Управляющей организации, которую застройщик выбрал самостоятельно и заключил с ней соответствующий договор на обслуживание.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, сами и непосредственно занимаются управлением своим домом, то они должны платить за услуги коммунального характера так, как указано в договорах, заключённых ими с соответствующими организациями-поставщиками этих услуг.

Как быть с оплатой коммуналки или пользования жильём, если вы не пользуетесь жилым помещением?

Законодатель внёс в пункт одиннадцатый статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса в 2015 году некоторые изменения, которые немного по-иному урегулировали периодически возникающие жизненные ситуации с временным отсутствием потребителей услуг или неиспользованием ими жилья. Что в этом случае устанавливают правовые нормы?

  1. Наниматель должен платить установленную денежную сумму по соцнайму или другой разновидности договора найма, даже если он не проживает в жилье, являющемся объектом договора.
  2. Что касается коммуналки, то размер денежных средств, которые необходимо будет уплатить, зависит от того, есть ли у потребителя дома счётчики на основные виды услуг коммунального характера, например, воду, газ или электричество. При наличии счётчиков вопрос решается очень просто: вы не пользуетесь услугами, на счётчиках не фиксируются новые показания, и, соответственно, вам не следует беспокоиться о том, что вы кому-то должны. Но при отсутствии приборов учёта, когда начисление идёт исходя из нормативов, урегулировать проблему становится немного сложнее, но тем не менее возможно. Чтобы решить её, вам нужно прийти в УК или жилкооператив, или ТСЖ, которые занимаются обслуживанием жилья, в котором вы проживаете, и составить заявление, в котором вы попросите не взимать с вас деньги за услуги коммунального характера, так как вы определённый промежуток времени не будете жить в своей квартире. При этом вы обязательно должны приложить к вашему заявлению бумагу, которая будет являться доказательством вашего непроживания в течение некоторого периода времени, например, путёвка в санаторий, удостоверение командированного и т.п..

Авторы юридических комментариев указывают на то, что если вы рассчитываете, что с вас не будут требовать плату за услуги коммунального характера, поскольку в вашем жилище никто не прописан, то это не так и вы заблуждаетесь. Если объём услуги вычисляется не по счётчику, а по нормативу, то с вас будут брать плату как будто в вашем жилье постоянно проживает один человек.

Порядок информирования потребителей об увеличении платы

Согласно нормам права, указанным в пункте тринадцать статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса, потребители услуг должны знать о том, что планируется увеличение тарифов и, соответственно, возрастёт общая стоимость услуг коммунального характера. Причём граждане должны извещаться об этом письменно за тридцать суток до прихода новых счетов, в которых найдут своё отражение новые цены, подписывая уведомление, где сообщается о грядущем повышении.

Если же организация, которая занимается тем, что обслуживает ваш дом, халатно и легкомысленно отнеслась к обязанности письменно уведомить вас о будущем увеличении тарифов, то вы можете требовать, чтобы все негативные последствия и издержки были возложены на эту организацию, а именно: с того момента, как произошло повышение цен на услуги коммунального характера, и до того момента, как вы узнали об этом, разницу между новыми и старыми ценами должна оплачивать организация, которая занимается управлением вашим домом.

Пеня за неоплату коммунальных услуг и платежей за капремонт

Пеня за неоплату коммунальных услуг

Ч.14 ст.155 ЖК РФ прописывает негативные и вредные последствия для недобросовестных граждан, которые по каким-либо причинам не платят вовремя за коммуналку, в виде пени. Она имеет двойную функцию:

  1. С одной стороны, это инструмент, с помощью которого законодатель стремится добиться того, чтобы люди в срок и точно оплачивали предоставленные им услуги.
  2. С другой стороны, это санкция штрафного характера, которая наказывает недобросовестных плательщиков, плохо выполняющих свои обязательства.

Фактически, пеня представляет собой разновидность неустойки, смысл которой заключается в том, что должник обязан дополнительно к сумме долга выплатить определённый процент, который взимается за каждый просроченный день до тех пор, пока должник не предоставит кредитору требуемые деньги полностью.

Размер пени должен отталкиваться от некоего эталона, в качестве которого российский законодатель избрал ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Что такое ставка рефинансирования в нескольких словах? Это способ воздействия, который применяет Центральный банк для того, чтобы влиять на финансовую ситуацию в стране, особенно в кредитной сфере. Проще говоря, это величина процента кредита, под которую ЦБ согласен предоставлять деньги другим банковским учреждениям, работающим в России.

В связи с внесёнными изменениями в указанную часть и статью Жилищного кодекса, осуществлёнными в конце 2015 года, размер пени на настоящий момент составляет 1/300 от действующей на момент возникновения задолженности по коммуналке ставки рефинансирования. Обратите внимание, что санкция в виде пени начинает действовать только в том случае, если срок, в течение которого вы тянете с оплатой, превысил 31 день с последнего установленного в счёте дня платежа. Обычно это или 25, или 26 число месяца, следующего за истекшим. Процент, который вы будете платить за сутки просроченного платежа, вычисляется следующим образом:

  1. На май 2018 года ЦБ установил ставку рефинансирования, равную 9,25%
  2. Делим 9,25 на 300.
  3. Получаем 0,03%.

Важным изменением, касающимся каждого человека, проживающего в России, является то, что законодатель предусмотрел повышение пени более чем в два раза, если вы просрочили внесение финансовых средств на счета организаций, предоставляющих услуги коммунального характера, на 91 сутки и более со дня, когда у вас была последняя возможность оплатить коммуналку без штрафных санкций. В данном случае пеня увеличивается до 1/130 от ставки рефинансирования и может начисляться бессрочно, до момента полного погашения невыплаченного платежа.

В то же время люди, принимавшие этот нормативный акт, ограничили потенциальный беспредел с размерами пени и её взиманием, который может возникнуть в регионах или муниципальных образованиях, жёстко определив, что никто не имеет законного права увеличить установленные федеральным законодателем проценты неустойки.

Пеня за неоплату платежей за капремонт

Это новшество в жилищном законодательстве появилось в начале июля 2016 года, и его появление вызвано, вероятнее всего, массовым отказом населения оплачивать непонятный ему капремонт, который неизвестно когда будет и будет ли вообще. Поэтому на собственников законом была возложена ответственность за отказ вносить деньги на счета региональных операторов, ведающих вопросами капремонта, в виде неустойки, составляющей 1/300 от ставки рефинансирования.

Она начинает начисляться по прошествии 31 дня с момента наступления последнего дня, когда собственник должен был уплатить взнос, и возрастает бессрочно, пока долг не будет закрыт в полном размере. Выгодоприобретателем, которому оплачиваются штрафные пени, является региональный фонд или оператор, занимающийся вопросами капремонта.

Статья 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. До введения в действие Кодекса детальное регулирование отношений по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги на уровне федеральных законов отсутствовало. Частью 1 комментируемой статьи установлен общий срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аналогичные сроки внесения квартирной платы нанимателями были предусмотрены ст. 56 ЖК 1983 г. Основами срок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг не определялся.

В соответствии со ст. 8 Кодекса к жилищным отношениям, связанным с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство Российской Федерации с учетом требований, установленных Кодексом. Так, в соответствии с п. 3 ст. 682 ГК РФ на нанимателей возлагается обязанность вносить плату за жилое помещение в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если таким договором сроки не предусмотрены, то плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Кодексом, то есть ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Договором управления многоквартирным домом (см. ст. 162 Кодекса) могут предусматриваться различные по объему, срокам и периодичности платежей условия оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Нередко это ежеквартальная предварительная оплата.

Нарушение сроков внесения платы влечет для нанимателей и собственников жилых помещений негативные последствия:

  • уплата неустойки в виде пени (см. ч. 14 комментируемой статьи);
  • расторжение договора найма с нанимателем (см. ч. 4 ст. 83 Кодекса);
  • выселение (см. ст. 90 Кодекса).

Об обязанности граждан и организаций по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги см. ч. 1 ст. 153 Кодекса.

2. Определение срока представления платежных документов, на основании которых производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг, является новым для федерального жилищного законодательства. Их предоставляют уполномоченные органы не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим. Иной срок предоставления платежных документов также может быть установлен в договоре управления многоквартирным домом.

Требований к форме платежных документов Кодекс не предъявляет. Это могут быть счета, квитанции, расчетные книжки и т.п.

3 — 4. Нормы ч. ч. 3 и 4 ст. 155 Кодекса конкретизируют обязанность нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определяют получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги (о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги см. ст. 154 Кодекса).

При установлении уровня платежей граждан и организаций законодатель исходит из необходимости обеспечения полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Практически во всех регионах России будет введена 100-процентная оплата жилых помещений и коммунальных услуг. Однако следует учитывать, что предоставленные отдельным категориям граждан льготы могут снижать размер платы, установленный договором управления. В связи с этим и введена норма, согласно которой управляющая организация в согласованном с ней порядке получает от нанимателя ту часть платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги, которая не покрывается размером платы, вносимой нанимателем. Другими словами, в случае, если наниматель по обстоятельствам, предусмотренным в законе, вносит в пользу управляющей организации плату за содержание, ремонт и коммунальное обслуживание меньшую, чем реальные затраты этой организации, то разницу компенсирует наймодатель. О субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсациях расходов по оплате см. ст. ст. 159 — 160 Кодекса.

5. Часть 5 ст. 155 относит к компетенции органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива установление порядка внесения обязательных платежей и взносов членами таких объединений.

Напомним, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (см. ст. 144 Кодекса).

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. Согласно ст. 145 Кодекса, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в частности, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в т.ч. резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 Кодекса, регулирующей порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и уставом товарищества.

Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

В обязанности правления товарищества собственников жилья входит: контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их; заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и т.д.

Создание и деятельность товарищества собственников жилья, правовое положение его членов регулируются разделом VI (гл. 13 — 14, ст. ст. 135 — 152 Кодекса).

Органами управления жилищного кооператива являются:

  • общее собрание членов жилищного кооператива;
  • конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива;
  • правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция). Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, — более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.

Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.

Правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива. Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива).

Председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.

Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также правовое положение их членов регулируются разделом V (гл. 11 — 12, ст. ст. 110 — 134 Кодекса).

К специализированным потребительским кооперативам, о которых идет речь в ч. ч. 5 — 7 ст. 155 Кодекса, относятся, в частности, жилищные накопительные кооперативы, правовые, экономические и организационные основы деятельности которых регулируются ФЗ от 30.12.2004 «О жилищных накопительных кооперативах». Органами управления жилищного накопительного кооператива являются: общее собрание членов кооператива (высший орган кооператива), правление кооператива. См. ч. 8 ст. 156 Кодекса.

6. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вправе вступить в такое товарищество либо кооператив (см. ст. ст. 143, 111 Кодекса). Однако, если собственники помещений не воспользуются таким правом, они заключают договоры соответственно с товариществом или кооперативом.

Товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы создаются, в частности, с целью соответственно управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме; управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Они являются стороной договора управления, который заключается с управляющей организацией для оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (в случае если в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 161 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о том, что управлять общим имуществом будет само товарищество или соответствующий кооператив).

Норму ч. 6 ст. 155 следует рассматривать как специальную, которая регламентирует внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет соответственно товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (о выборе способа управления многоквартирным домом см. ст. 161 Кодекса).

Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI Кодекса (см. также статьи раздела VIII Кодекса).

7. Если собственники помещений не возложили на товарищество собственников жилья или потребительский кооператив функции по управлению многоквартирным домом, то управляющая организация является получателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги при наличии следующих условий:

  • 1) собственники помещений не приняли решение управлять общим имуществом непосредственно;
  • 2) в многоквартирном доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  • 3) общим собранием собственников помещений принято решение об управлении таким домом управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из способов управления, который, согласно ст. 161 Кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме вправе и обязаны выбрать. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такой дом может управляться только одной управляющей организацией.

При выборе управляющей организации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимает решение о заключении договора управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Сторонами договора управления в этом случае являются управляющая организация (на стороне исполнителя) и собственники помещений в многоквартирном доме (на стороне заказчика).

В договоре управления в обязательном порядке указываются, в частности: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В соответствии с установленными таким образом условиями и осуществляется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме.

8. Часть 8 ст. 155 Кодекса определяет основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме в случае, когда они избрали такой способ управления этим домом, как непосредственное управление.

Собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решения общего собрания этих собственников (см. ст. ст. 44 — 48, 164 Кодекса). При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров, за исключением договоров, указанных в ч. 2 ст. 164 Кодекса: договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в т.ч. поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

9 — 10. Части 9 и 10 ст. 155 почти дословно воспроизводят положения ч. 3 ст. 154 Кодекса. Вряд ли это оправдано. Представляется, что такое дублирование будет вводить в заблуждение при применении названных норм на практике.

11. Статья 66 ЖК 1983 г. устанавливала, что в случае временного отсутствия нанимателя, кого-либо из членов его семьи или всех этих лиц временно отсутствующие сохраняют права и несут обязанности по договору найма жилого помещения. Аналогичная норма закреплена в ст. 71 Кодекса применительно к отношениям, вытекающим из договора социального найма жилого помещения.

Однако в ч. 11 комментируемой статьи впервые в жилищном законодательстве на федеральном уровне предусмотрена возможность освобождения граждан от платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием этих граждан.

В числе обязанностей, которые исполняют временно отсутствующие лица, — оплата жилого помещения и коммунальных услуг. Независимо от причины временного отсутствия и его продолжительности граждане обязаны в любом случае вносить плату за жилое помещение. Так, независимо от факта пользования жилыми помещениями нанимателями жилого помещения, занимаемого по договорам социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, вносится плата:

  • за пользование занимаемым жилым помещением (плата за наем);
  • за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме независимо от факта пользования жилыми помещениями оплачивают услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; собственники жилых домов — содержание и ремонт этих домов.

Из буквального толкования нормы ч. 11 ст. 155 Кодекса следует, что освобождение может производиться от платы не за все виды коммунальных услуг, а только «за отдельные» такие услуги. Отсюда следует, что те виды коммунальных услуг, от платы за которые граждане не освобождаются ни при каких обстоятельствах, будут определены Правительством РФ.

Продолжительность и сам факт временного отсутствия могут быть подтверждены гражданами, например: официальной справкой организации о командировке, справкой из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива и т.п.; заявлением плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями (по этажу, коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в этот период не выезжали за пределы населенного пункта, в котором имеют место жительства.

Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП установлено, что услуга по ремонту и обслуживанию приборов учета холодной и горячей воды и тепловой энергии, которая введена с 01.01.2005 в состав услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам (нанимателям, собственникам и арендаторам нежилых и жилых помещений в жилых домах), подлежит оплате вне зависимости от факта пользования помещениями.

Примерами регулирования перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан могут служить: распоряжение премьера Правительства г. Москвы от 25.12.1995 N 1260-РП «О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства»; Порядок перерасчета оплаты за коммунальные услуги при временном отсутствии проживающего (проживающих) по месту постоянного жительства (регистрации) в Коломенском районе, утвержденный Постановлением главы Коломенского района Московской области от 26.05.2003 N 426; Постановление главы города Красноармейска Московской области от 22.08.2002 N 485 «О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства». Однако следует отметить, что подобные акты в соответствии с требованиями Кодекса, скорее всего, либо прекратят свое действие после утверждения Правительством РФ порядка перерасчета платежей за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан, либо должны быть приведены в соответствие с указанным порядком и посвящены его конкретизации.

К иным лицам, о которых идет речь в ч. 11 ст. 155, относятся, в частности, арендаторы жилых помещений, органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

12. ЖК 1983 г. и Основы не регулировали отношения по оплате коммунальных услуг, предоставляемых временным жильцам. Статья 81 ЖК 1983 г. лишь содержала условие, в соответствии с которым временное проживание граждан разрешалось «без взимания платы за пользование помещением».

Дополнительное соглашение нанимателя жилого помещения с наймодателем заключается в случае, когда наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя разрешают безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении другим гражданам в качестве временно проживающих (см. ст. 80 Кодекса).

Аналогичным образом решается вопрос и в случае, когда член жилищного кооператива и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением правления жилищного кооператива используют свое право (см. ст. 126 Кодекса) и разрешают проживание в жилом помещении, находящемся в их пользовании, временным жильцам.

Дополнительное соглашение с наймодателем заключается на срок проживания временных жильцов. Этот срок, согласно ч. 2 ст. 80 Кодекса, не может превышать шесть месяцев подряд. Ранее срок проживания временных жильцов регулировался ст. 81 ЖК 1983 г. и ограничивался полутора месяцами. За пределами этого срока вселение временных жильцов допускалось только при условии соблюдения установленной нормы жилой площади.

13. Положения ч. 13 конкретизируют общие обязанности наймодателя и управляющей организации применительно к информированию нанимателей и собственников помещений об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. До введения в действие Кодекса федеральное жилищное законодательство данные отношения не регулировало.

Договор коммерческого или социального найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674 ГК РФ). Гражданское законодательство применительно к коммерческому найму жилых помещений устанавливает общее правило, согласно которому одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором найма жилого помещения (п. 2 ст. 682 ГК РФ). В данной ситуации ч. 13 ст. 155 Кодекса содержит косвенное указание на то, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем должны быть извещены соответственно наниматели жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

Поскольку договоры найма жилого помещения и договор управления заключаются в письменной форме, то и информирование нанимателей и собственников жилых помещений осуществляется в письменной форме (см. ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 77, ч. 7 ст. 100, ч. 1 ст. 162 Кодекса).

Пункт 3 ч. 3 ст. 162 Кодекса содержит требование об обязательном указании в договоре управления многоквартирным домом порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядка внесения такой платы. Специального требования об указании размера платы в договоре Кодекс не содержит. В связи с этим изменение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не влечет за собой обязательного внесения изменений платы в договор управления.

Часть 13 ст. 155 устанавливает минимально допустимый срок для извещения об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 2 комментируемой статьи платежные документы представляются не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим. Таким образом, наниматель и управляющая организация обязаны информировать нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы не позднее чем за тридцать дней до первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, при условии что иной срок не установлен договором управления.

14. Законодатель в ч. 14 ст. 155 установил меру гражданско-правового воздействия на граждан, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях, и определяет максимально допустимый размер пени в императивной норме.

Ранее Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993 N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» устанавливался (с 01.01.1994) размер пени с сумм просроченных платежей за оплату жилья и коммунальных услуг в размере 1% за каждый день просрочки. Начисление пени в таком же размере за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги было предусмотрено и в Постановлении Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». В дальнейшем Правительство РФ в своих актах не устанавливало пени за просрочку платежей.

На законодательном уровне ответственность граждан за задержку оплаты жилого помещения и коммунальных услуг была введена абз. 2 ст. 15.5 Основ в редакции ФЗ от 06.05.2003. В Кодексе размер пени, подлежащей уплате за несвоевременную и (или) не полную оплату жилого помещения и коммунальных услуг, законодатель оставил прежним.

Взыскание пени является мерой гражданско-правовой (имущественной) ответственности и наиболее распространенным способом обеспечения исполнения обязательств. Следует отметить, что такая ответственность возможна при наличии вины гражданина. Если несоблюдение сроков или неполнота оплаты произошли вследствие уважительных причин, то гражданин вправе рассчитывать на то, что названная мера ответственности не будет к нему применяться. Так, в случае, если гражданин произвел оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме и в установленные сроки, однако банк своевременно не перечислил деньги кредитору, взыскание пени не производится. Наличие у гражданина названной или иных уважительных причин (например, невыплата или задержка выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение в связи с безработицей, болезнью, наличием в составе семьи инвалидов, детей; длительное отсутствие в месте проживания в связи с экстренным отъездом и т.д.) должно быть подтверждено документально (квитанция, счет-квитанция, расчетная книжка и другие документы об оплате жилого помещения и коммунальных услуг; справка с места работы, из больницы и т.д.) или свидетельскими показаниями. Это связано с тем, что закон возлагает бремя доказывания своей невиновности на гражданина, нарушившего обязательство по оплате (см. п. 2 ст. 330, п. п. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ).

При разрешении спора факт наличия или отсутствия задолженности по оплате может подтверждаться также актом выверки расчетов, например, за отпущенную тепловую энергию, который подписывается сторонами.

Следует отметить также, что невиновное нарушение гражданином своей обязанности может возникнуть также вследствие несвоевременного информирования гражданина наймодателем или управляющей организацией об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пени начисляются в течение всего срока задержки внесения платы. Уплата пеней не освобождает граждан от обязанности произвести оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме, а в дальнейшем — в регулярном исполнении данной обязанности.

Законодательством предусмотрены также иные негативные последствия неисполнения обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг, которые могут быть применены к злостному неплательщику. К ним относятся, например:

  • расторжение договора социального найма в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение шести месяцев (см. ч. 4 ст. 83 Кодекса);
  • расторжение договора коммерческого найма жилого помещения в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме — в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа (см. п. 2 ст. 687 ГК РФ);
  • выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи в случае невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение шести месяцев без уважительных причин (см. ст. 90 Кодекса).

Размер пеней может быть уменьшен в судебном порядке. При решении вопроса об уменьшении размера пени необходимо иметь в виду, что размер пеней может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащие уплате пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в частности, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена услуг, сумма договора и т.п.).

Коммунальные услуги оплачиваются в соответствии с данными, полученными гражданами из присланных квитанций, но при этом далеко не все знают о том, как осуществляется расчет стоимости предоставленных ресурсов.

На практике процедура расчета имеет достаточно большое количество своих нюансов и тонкостей, но даже обычные граждане могут самостоятельно посчитать, сколько им нужно будет заплатить коммунальным службам по результату прошедшего месяца.

Для этого вполне достаточно знать о том, какие действующим законодательством устанавливаются правила начисления коммунальных платежей в 2019 году.

Нормы законов, ЖК РФ и прочих нормативных актов

В соответствии Законом №188-ФЗ, который был принят 29 декабря 2004 года, стоимость оплаты коммунальных услуг устанавливается в соответствии с объемом ресурсов, которые были потреблены определенным лицом. Данный показатель, в свою очередь, устанавливается на основании результатов, полученных в процессе изучения индивидуальных приборов учета, а в случае их отсутствия используются нормативы потребления коммунальных услуг, которые утверждаются специализированными органами государственной власти.

В процессе расчета оплаты за коммунальные услуги для владельцев недвижимости, находящейся в многоквартирных домах, имеющих обязанность по оборудованию принадлежащего им имущества специализированными приборами учета, в случае отсутствия установленных счетчиков будут применяться дополнительные повышающие коэффициенты к действующему нормативу потребления, причем сама процедура расчета будет осуществляться в том порядке, который устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства.

Правила, в соответствии с которыми осуществляется порядок предоставления, а также ограничения или полного прекращения предоставления гражданам определенных коммунальных услуг, а также условия и точный порядок оформления соответствующих договоров, регулируются исключительно Правительством. В частности, порядок проведения расчетов коммунальных услуг и последующей их оплаты прописан в Постановлении Правительства №354, которое было опубликовано 6 мая 2011 года.

Если человек несвоевременно оплачивает коммунальные услуги или же перечисляет сумму не в полном объеме, то в таком случае на эту сумму будут начисляться дополнительные пени.

Кто устанавливает тарифы

Тарифное регулирование в соответствии с действующим законодательством является частью сферы ведения отдельных субъектов России.

Различными региональными законами, а также актами, принятыми в местных органах самоуправления, должны утверждаться конкретные размеры тарифов на оплату коммунальных услуг, и в частности, это касается:

  • тарифов, в соответствии с которыми должна оплачиваться поставка коммунальных ресурсов;
  • взносы, которые делаются гражданами на проведение капитального ремонта здания;
  • платы, которые делаются за содержание, а также проведение текущего ремонта в недвижимости;
  • платы за съем квартиры на основании договора социального найма.

Помимо этого, сумма квартплаты может устанавливаться соответствующим собранием владельцев, основываясь на предложениях поставляющей ресурсы управляющей компании, а также органами управления ТСЖ или какого-либо другого жилищного кооператива.

Действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность произвольного определения или увеличения тарифов, в связи с чем региональные власти регулярно должны вводить минимальные и предельно возможные уровни стоимости различных коммунальных услуг. Также стоит отметить, что порядок определения суммы взносов и тарифов должен подчиняться установленным требованиям, равно как периодичность и порядок увеличения цен на коммунальные услуги.

Необходимость применения каких-либо дополнительных услуг, а также стоимость и порядок, в соответствии с которыми они должны предоставляться, могут всецело решаться путем проведения общего собрания жильцов.

Образец заявления о перерасчете коммунальных платежей

Правила и порядок начисления коммунальных платежей

В соответствии с Постановлением Правительства №354 устанавливается определенный перечень правил, на основании которых должен осуществляться расчет различных видов коммунальных услуг, включая:

  • газоснабжение;
  • снабжение помещений горячей и холодной водой;
  • отопление;
  • канализация.

Гражданин, являющийся собственником определенного помещения, должен в обязательном порядке оплачивать поставляемые коммунальные услуги вне зависимости от обстоятельств. Таким образом, к примеру, если на территории недвижимости никто не прописан или не проживает по факту, собственнику этого помещения все равно приходится делать определенные транзакции в пользу коммунальной службы.

Помимо этого, отдельно предусматривается порядок, в соответствии с которым рассчитывается оплата коммунальных услуг, поставляемых нежилым постройкам и отдельным помещениям, размещенным внутри многоквартирных жилых домов.

В преимущественном большинстве случаев до 25 числа каждого месяца через интернет или же по телефону передаются показания всех установленных индивидуальных приборов учета. В то же время практически каждый дом оснащен общедомовыми приборами учета, которые проверяются уполномоченными сотрудниками управляющей компании самостоятельно.

В первых числах следующего месяца граждане получают квитанцию, которую в соответствии с нормами, прописанными в статье 155 Жилищного кодекса, нужно оплачивать до 10 числа следующего месяца.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Выселение за долги по коммунальным платежам возможно, но это довольно редкая практика.

Читайте , как взыскать долги по коммунальным платежам.

Какой документ является основанием для выставления счетов

Ключевым и самым главным является общий объем потребленных гражданином ресурсов, и в частности, это касается электричества, воды и газа. Помимо этого, если расчет осуществляется на основании установленных нормативов, то в таком случае во внимание принимается общая площадь жилой недвижимости, находящейся в собственности определенного лица, а также общее количество человек, которые прописаны в указанном жилье.

Именно в соответствии с этими параметрами управляющая компания проводит расчеты того, какая именно сумма в конечном итоге должна оплачиваться за общеподъездную электроэнергию, уборку снега и другие коммунальные услуги.

Если в доме установлен специализированный общедомовой прибор учета, то в таком случае уполномоченные сотрудники управляющей компании должны будут установить, какую часть от общей площади занимает та или иная квартира, то есть определить долю каждого отдельного жилого помещения в общей площади здания.

После этого определяется, какая сумма ресурсов была потрачена на протяжении текущего месяца, вследствие чего она умножается на действующий тариф и процент, занимаемый квартирой в доме. В конечном итоге образуется определенная стоимость коммунальных услуг, которая в месяц выплачивается той или иной квартирой.

Достаточно часто встречаются такие ситуации, когда общедомовые счетчики в принципе отсутствуют на территории определенного дома, в связи с чем процедура расчета приобретает несколько иной порядок. В такой ситуации нужно правильно понимать, какие нормативы предусмотрены для общей площади квартиры, а на основании каких осуществляется расчет итоговой суммы выплаты.

Судебная практика

Как говорилось выше, сталкиваясь с какими-либо незаконными начислениями платежей за коммунальные услуги, стоит передавать рассмотрение этого вопроса в судебные органы. Конечно, предварительно можно подать соответствующее обращение в Жилищную инспекцию, но в конечном итоге в преимущественном большинстве случаев подобные вопросы в конечном итоге решаются исключительно в судебном порядке.

В составленном исковом заявлении должна присутствовать исчерпывающая информация о рассматриваемом деле, причем в обязательном порядке должен прикладываться второй экземпляр заявления, на котором будет указываться дата обращения и подпись принимающего лица.

На сегодняшний день судебная практика указывает на то, что в процессе проведения длительных разбирательств чаще всего в конечном итоге управляющая компания осуществляет проведение перерасчетов и самостоятельно указывает на собственные ошибки, которые в преимущественном большинстве случаев связаны с невнимательностью уполномоченных сотрудников или сбоев в работе различного оборудования.

Кэшбэк за коммунальные платежи можно получить на банковскую карточку, если у вас настроена такая функция.

Мы расскажем , как экономить на коммунальных платежах.

Также читайте, что относится к коммунальным платежам.