Ст 47 ФЗ

Блог и практика

Приветствую уважаемые подписчики и посетители нашего персонального юридического блога. Появился часок свободного времени, я решил подготовить для Вас материал, посвященный окончанию исполнительного производства. Я давно хотел рассказать об этом, в интернете на форумах люди часто задают вопросы подобной тематики(особенно должники). В общем приступим! Кто такие приставы и какую функцию выполняют думаю рассказывать не нужно, многие о них знают, думаю не по наслышке.

Финальной стадией взаимодействия пристава с должником принято считать окончание исполнительного производства. Очень важная стадия, она подводит итог всей проделанной работы. По закону с момента возбуждения и до окончания производства должностному лицу дается два месяца. Достаточно сжатые сроки, они не являются пресекательными, в основном за нарушение этих сроков не наказывают, если конечно производство вообще не «голое». За два месяца должны быть выполнены основные мероприятия направленные возврат долга или выполнение неимущественного требования. Причины для завершения описаны в статье 47 ФЗ «Об исполнительном производстве». Проанализировав содержание статьи делаю вывод, что вся процедура завершается полным взысканием долга или выполнение неимущественного требования. Вторая ситуация — долг не взыскан. Более подробно о каждой.

Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением

Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:

  • Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
  • В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
  • Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.

Далее полный перечень ниже. Комментировать все я не вижу смысла, поскольку самые распространённые основания это фактическое исполнение (статья 47 пункт 2 часть и статья 46 Закона)

Отличие окончания от прекращения

Не стоит путать эти два понятия. Окончание подразумевает под собой стадию исполнительного производства при которой процесс взыскания приходит к логическому концу. Основания прекращения исполнительного производства подробно описаны в статье 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительное производство может быть прекращено как судом так и судебным приставом.

Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания

Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.

Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.

Давайте разберемся как работает закон. На практике приставы для взыскания долга направляют запросы в регистрационные органы для установления собственности (квартиры, автомобили, заработная плата, наличие счета, ценные бумаги). В итоге, не найдя ни денег ни имущества все заканчивается. Следовательно, долг фактически не взыскивается, а взыскатель не получает присужденного. Совсем не означает, что лицо утрачивает возможность обращаться в ФССП повторно. Такое право предоставляется не раньше, чем через шесть месяцев.

Судебные приставы могут вернуть исполнительный документ без взыскания, если об этом попросит сам заявитель. На любом этапе лицо имеет возможность обратиться в службу и отозвать исполнительный документ на любом этапе производства. Это право гарантированно пунктом 1 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Приходилось наблюдать как стороны мирятся и взыскатель отзывает исполнительный документ. В будущем договоренности нарушаются и человек или юридическое лицо снова предъявляет претензии. Помните, ничего не мешает предъявить лист повторно, это можно сделать сразу, однако придется доказать, что имущественное положение должника изменилось. Если Вы решили мириться, то делайте это правильно, через суд!

Часто приставы оканчивают исполнительное производство в связи с отказом взыскателя принять нереализованное имущество. Наблюдал однажды, когда один крупный банк отказался принять нереализованное имущество с торгов на баланс (ипотечная комната), посчитав, что затраты по принятию на баланс превысят стоимость комнаты. И такое бывает, должнику повезло, ведь он мог остаться без комнаты и выплаченных по ипотеке денег. В итоге исполнительное производство оканчивалось, а залог банка на комнату прекращен. Как памятка для должников — не стоит рассчитывать на это основание, в практике это случается крайне редко.

Последствия окончания исполнительного производства сводятся к тому, что все материалы направляются в архив (срок хранения 5 лет) и существующие ограничения снимаются (отменяются аресты, запреты, ограничения).

Если Вы не согласны с окончанием исполнительного производства пишите жалобу или административный иск на действие и обжалуйте постановление. Жалобу можно направить по подчиненности (вышестоящему должностному лицу). Обычно основанием для обжалования является не полный объем принятых мер по производству. Если будет подан административный иск, то ответчиком будет являться судебный пристав и старший судебный пристав, поскольку именно старший утверждает постановление об окончании. Административный иск будет рассматриваться по правилам административного судопроизводства. Не забывайте, что жалобу нужно направить в течение 10 дней с момента когда стало известно о нарушении прав! Пропуск срока может явиться основанием для отказа удовлетворения жалобы (не совсем правильно приводить в качестве судебной практики решения судов первой инстанции, но все же оценка факта пропуска сроков была дана Костромским районным судом Костромской области по делу № 2а-994/2015).

Если Вы столкнулись с проблемой и непониманием судебного пристава, то обращайтесь в нашу компанию. Мы поможем справиться с проблемой на досудебной стадии и в суде. Юристы нашей компании имеют большой опыт работы в государственных и частных структурах. Наши партнеры могут быть уверены, что их делом будут заниматься настоящие профессионалы. У сотрудников компании находится не больше 2-3 дел одновременно, что позволяет сфокусироваться на проблеме клиента и получить максимальный результат. Важно не запускать ситуацию, ведь время порою играет против Вас. Консультацию предоставляем абсолютно бесплатно. Можно позвонить по телефону или воспользоваться формой обратной связи. Оставляйте вопросы в комментариях, ни один вопрос не останется без внимания! До новых встреч, пока!

Прекращение исполнительного производства судом

Ст. 43 действующего закона об исполнительном производстве описывает случаи, в которых оно может быть прекращено судом:

  • В связи со смертью взыскателя или должника, признания гражданина без вести пропавшим, если установленные требования и обязанности не могут перейти к наследнику и не могут быть реализованы другими лицами.
  • При утрате законной возможности исполнения принятого судом акта, который обязывает должника совершить те или иные действия.
  • При отказе взыскателя от получения имущества, взыскиваемого с должника на основе принятого акта.
  • В других ситуациях, когда действующие законы предусматривают завершение процесса, к примеру, дело о взыскании штрафа автоматически заканчивается, если отменяется ранее вынесенный приговор.

Срок прекращения исполнительного производства составляет 10 дней. О принятом решении обязательно уведомляются все участники процесса, а также заинтересованные лица, включая должника, взыскателя, пристава и других.

Для принятия подобного решения требуется подать заявление в суд о прекращении исполнительного производства. Если судебные инстанции посчитают возможным удовлетворить поданную заявку, то принятое решение может быть оспорено в законном порядке путем подачи частной жалобы в тот же орган.

В соответствии со ст. 324 АПК поданные заявки на прекращение должны рассматриваться судом через 10 суток. Для проведения заседания приглашаются должник, взыскатель, а также судебный пристав, о чем их уведомляют заранее. Если уведомленные лица не явятся на заседание, это не может стать препятствием для рассмотрения поданной заявки. После рассмотрения выносится определение о прекращении судебного производства, копии которого направляются участникам заседания. Определение может обжаловаться. В ч. 2 этого норматива описываются причины отсрочки или рассрочки взыскания.

Основания прекращения исполнительного производства судебным приставом

Прекращение приставом возможно в следующих ситуациях:

  • суд принимает акт о прекращении ранее выданного исполнительного акта;
  • суд удовлетворяет отказ взыскателя от взыскивания;
  • между сторонами конфликта заключается мирный договор, утвержденный судебными органами;
  • отмена исполнительного документа;
  • признание документа, являющегося основанием для рассмотрения дела, недействительным;
  • в других предусмотренных законодательством случаях.

То есть, пристав имеет законное право прекратить дело только при наличии соответствующего акта, принятого уполномоченными органами. Пристав рассматривает заявки на прекращение в течение 10 суток с момента их подачи. На основе рассмотренного заявления и сопроводительных документов ответственное лицо может вынести постановление о прекращении или отказать заявителю.

Принятый акт или постановление о прекращении подлежит немедленному исполнению. Правовым последствием такого акта является отмена назначенных мер в отношении должника, к которым относят арест его имущества и другие ограничения. Эта информация обязательно должна содержаться в принятом приставом постановлении.

В обязанности пристава включено также возбуждение нового дела, если постановления о взыскании с должника средств или имущества исполнены не полностью или частично. Единственным исключением является завершение на основе принятого судом акта об отмене ранее принятого решения или исполнительного документа.

Если одновременно с прекращением одного производства начинается следующее, инициированное приставом, установленные для ответчика ограничения будут сохранены в размере, необходимом для исполнения нового постановления.

Копии принятого постановления должны отправляться всем заинтересованным сторонам в трехдневный срок, включая ответчика, взыскателя и судебные органы.

Окончание производства приставом

Пристав может окончить разбирательство в следующих ситуациях:

  • при исполнении требований, содержащихся в принятом акте, что должно быть подтверждено документально квитанциями об оплате;
  • при исполнении требований о совместном взыскании за счет одного или нескольких ответчиков;
  • если взыскателю возвращается акт на основании, содержащемся в ч. 1 ст. 46 закона;
  • если акт возвращается по требованию суда или ответственного лица;
  • перенаправление акта из одного судебного подразделения в другое;
  • если организация, являющаяся должником, ликвидируется, в соответствии с требованиями законодательства;
  • если должника признают банкротом;
  • если акт перенаправлен в организацию для периодического удержания платежей с заработной платы сотрудника;
  • если истекает срок давности принятого документа судебным органом.

Если один из должников полностью удовлетворяет требования судебного акта, с остальных ответчиков снимаются все требования и ограничения. При этом плательщик получает право требовать с остальных ответчиков выплаты денежных средств в соответствии с их долями по долгу.

Экстренная юридическая помощь

Исполнительное производство по долгам и другим вопросам отличаются высокой сложностью, потому для успешного прохождения всей предусмотренной законодательными органами процедуры должникам и взыскателям обязательно требуется помощь квалифицированных юристов.

В нашей компании работают только опытные, грамотные специалисты, которые помогут вам добиться взыскания долгов или отмены незаконных постановлений. Мы поможем вам подготовить заявление приставам, поможем найти основание для отмены ранее принятых судебных актов или завершения производства.

Обращайтесь к нам в случае возникновения любых проблем и судебных разбирательств, мы поможем вам отстоять свою точку зрения в суде, добьемся соблюдения всех ваших прав и интересов.

Не нашли решение проблемы?
Задайте вопрос профессиональным юристам бесплатно! Задать вопрос
Уважаемые читатели, в наших статьях рассматриваются шаблонные ситуации и наиболее общие способы решения проблем. Однако каждый конкретный случай уникален и требует индивидуального подхода.
Чтобы получить подробный ответ на свой вопрос, понять, как действовать в сложившейся ситуации именно вам, вы можете позвонить нам по указанным телефонам:

Статья 47. Окончание исполнительного производства

Комментарий к статье 47

1. Окончание исполнительного производства как одна из форм завершения исполнительного производства (помимо прекращения исполнительного производства) отличается следующими характерными признаками:

— окончание исполнительного производства является исключительной прерогативой судебного пристава-исполнителя;

— окончание исполнительного производства допускается только в случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

Перечень оснований окончания исполнительного производства, содержащийся в ч. 1 ст. 47 ФЗИП, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию;

— исполнительное производство может быть окончено независимо от того, исполнен ли исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Так, по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 ФЗИП, окончанию подлежит исполнительное производство, по которому исполнительный документ, послуживший основанием для его возбуждения, исполнен. В остальных случаях исполнительное производство подлежит окончанию, несмотря на неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;

— окончание исполнительного производства не препятствует совершению некоторых исполнительных действий. В частности, по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе (ч. 8 ст. 47 ФЗИП). В соответствии с ч. 6 ст. 96 ФЗИП по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору, в порядке, установленном ч. ч. 8 и 9 ст. 47 ФЗИП;

— оконченное исполнительное производство не препятствует повторному его осуществлению. Согласно ч. 9 ст. 47 ФЗИП в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

2. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Данное основание может подтверждаться актом об исполнении, составленным судебным приставом-исполнителем, а также иными документами (например, платежным поручением, квитанцией, заявлением взыскателя). При этом для окончания исполнительного производства имеет значение только факт полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Неисполнение или частичное исполнение постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов, связанных с исполнением, и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, не препятствует окончанию исполнительного производства;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство. Указанное основание является новеллой комментируемого Закона и обеспечивает защиту прав солидарных должников, поскольку исключает возможность неоднократного взыскания в пользу взыскателя одной и той же суммы, указанной в исполнительном документе. Споры между солидарными должниками относительно их долей в уплаченной сумме будут разрешаться в отдельном исковом производстве. Для этого в соответствии с ч. 3 ст. 47 ФЗИП при окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 ФЗИП (см. комментарий к указанной статье);

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Например, согласно ч. 4 ст. 428 ГПК РФ и ч. 7 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, не вступившего в законную силу, является ничтожным и подлежит отзыву соответствующим судом;

5) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 ФЗИП. При ликвидации должника-организации именно ликвидационная комиссия предпринимает меры для выплаты кредиторам задолженности должника с учетом очередности удовлетворения требований кредиторов, что имеет целью пропорциональность защиты их прав в равной степени. Судебный пристав-исполнитель в этом случае не компетентен производить взыскания по исполнительным документам, поскольку будут нарушены права кредиторов, которые не предъявляли исполнительные документы к принудительному исполнению;

6) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч.

4 ст. 96 ФЗИП. Указанное основание, являющееся новеллой комментируемого Закона, обусловлено тем, что в силу ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства исполнительные листы, за некоторыми исключениями, не подлежат исполнению. Следует отметить, что в названном Законе сохранена формулировка о прекращении исполнения исполнительных документов, хотя это противоречит комментируемому Закону. Прекращение исполнения в отличие от окончания исполнительного производства влечет недопустимость исполнения исполнительного документа, в том числе конкурсным управляющим;

7) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (см. комментарий к ст. 9 и гл. 11 ФЗИП);

8) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, которые предусмотрены ч. 9 ст. 36 ФЗИП) независимо от фактического исполнения этого акта. Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу; течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

3. Порядок и последствия окончания исполнительного производства, как и прекращения исполнительного производства, зависят от объема исполнения как исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, так и постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов, связанных с исполнением, и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа:

— об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение, о чем делается отметка судебным приставом-исполнителем в исполнительном документе (ч. 2 комментируемой статьи). При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание (ч. 3 комментируемой статьи);

— в постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения. Такое исключение обусловлено целью применения мер обеспечения иска, которые направлены на создание условий для исполнения окончательного судебного акта в будущем, в том числе для обеспечения сохранности спорного имущества к моменту вступления в законную силу постановления суда (ч. 4 комментируемой статьи);

— одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. При этом ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства (ч. ч. 5 и 7 комментируемой статьи).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка (ч. 6 комментируемой статьи).

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам (ч. 7 комментируемой статьи).