Ст 47 ЖК РФ

Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования

Комментарии к статье 1. Коммент. ст. содержит правила, регламентирующие процедуру принятия решений путем заочного голосования собственников помещений. В российском законодательстве институт заочного голосования не является новым. В коммент. закон указанный институт привнесен из корпоративного законодательства, в частности из законодательства об акционерных обществах (ст.50 ФЗ «Об акционерных обществах»//СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.1; 2001. N 33. Ст.3423; РГ. 2002. 26 марта) и обществах с ограниченной ответственностью (ст.38. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»//СЗ РФ. 1998. N 7. Ст.785; РГ. 2002. 26 марта).
Легитимация института заочного голосования собственников помещений в значительной мере снимает проблему организации общего собрания собственников посредством их совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по этим вопросам.
2. Заочное голосование проводится путем передачи в место либо по адресу, указанным в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений, письменных решений участников заочного голосования. Заочному голосованию должна предшествовать работа по информированию всех собственников о повестке дня и предлагаемых для голосования вопросах, а также о сроках начала и окончания приема письменных решений.
3. В п.2 коммент. ст. установлено правило, содержащее формулу участия собственника помещения в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования.
Законодатель не уточняет вид письменных решений, представляемых собственниками помещений в место либо по адресу, указанным в сообщении о проведении общего собрания. Указание на этот счет должно содержаться в сообщении о проведении общего собрания в форме заочного голосования. Представляется, что письменные решения собственников помещений могут передаваться в обусловленное место посредством почтовой, телетайпной, электронной или иной связи либо передаваться на бумажных носителях инициатору собрания.
4. В п.3 коммент. ст. формулируются требования, предъявляемые к содержанию решения собственника помещения по голосованию. Они носят предельно обобщенный характер и должны быть конкретизированы в специально разработанных образцах решений по голосованию. Указанные образцы при их заполнении должны представлять собой документ, обеспечивающий достоверность и аутентичность содержащейся в нем информации.
5. Решение общего собрания собственников может быть принято в форме заочного голосования по любым вопросам, находящимся в компетенции общего собрания.

Раздел X. Содержание жилищного фонда

Жилищный кодекс Республики Узбекистан (Введен в действие с 01.04.1999г.)

Статья 137. Деятельность по содержанию жилищного фонда

Деятельность по содержанию жилищного фонда включает в себя управление, обслуживание (поддержание надлежащего технического и санитарного состояния), ремонт и другую деятельность, направленную на сохранность и создание необходимых условий для проживания в жилых домах и пользования прилегающим к многоквартирному дому земельным участком с элементами благоустройства.

Обслуживание и ремонт жилищного фонда осуществляются в соответствии с установленными стандартами, нормами и правилами.

Финансирование затрат по содержанию частного жилищного фонда осуществляется за счет средств собственников.

Финансирование затрат по содержанию муниципального жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения осуществляется за счет средств местного бюджета в установленном порядке.

Финансирование затрат по содержанию ведомственного жилищного фонда осуществляется за счет средств государственных предприятий, учреждений и организаций, в ведении и на балансе которых находится жилищный фонд.

Финансирование затрат по восстановлению жилищного фонда, разрушенного вследствие чрезвычайных ситуаций, осуществляется на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Порядок аккумулирования (сбора) средств на текущий и капитальный ремонт многоквартирных домов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 138. Управления жилищным фондом

Управление жилищным фондом включает обеспечение надлежащего содержания, обслуживания и ремонт жилищного фонда, инженерного оборудования, прилегающих к домам земельных участков с элементами благоустройства и иную деятельность, направленную на создание необходимых условий для проживания граждан.

Управление государственным жилищным фондом, может осуществляться по договору, заключаемому между собственником жилищного фонда и управляющим (исполнительным директором) или управляющей организацией.

Управление частным жилищным фондом может осуществляться непосредственно собственниками жилых помещений, товариществом, управляющим (исполнительным директором) или управляющей организацией либо иным способом в соответствии с законодательством.

Способ управления многоквартирным домом определяется решением общего собрания собственников жилых помещений этого дома. Положение об общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками жилых помещений договоры на оказание услуг по содержанию общего имущества или выполнению работ по его ремонту в этом доме заключаются на основании решений общего собрания собственников жилых помещений. При этом от имени собственников жилых помещений в отношениях с третьими лицами вправе действовать один или несколько собственников жилых помещений, уполномоченных общим собранием собственников жилых помещений.

Управление многоквартирным домом, в котором создано товарищество, осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «О товариществах частных собственников жилья».

Управление многоквартирным домом, в котором не создано товарищество, может осуществляться управляющим (исполнительным директором) или управляющей организацией в соответствии с договором, заключаемым на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Примерные формы договоров на управление жилищным фондом утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 139. Договоры на управление, обслуживание и ремонт жилищного фонда

Договоры на управление, обслуживание и ремонт жилищного фонда заключаются в письменной форме.

Сторонами договора на управление жилищным фондом являются управляющий (исполнительный директор) или управляющая организация, с одной стороны, и собственник жилищного фонда либо товарищество, а если оно не создано собственники жилых помещений в многоквартирном доме, с другой стороны.

Обязательными условиями договора на управление жилищным фондом являются:

состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес дома;

обязанности управляющего (исполнительного директора) или управляющей организации по обеспечению содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, прилегающего к нему земельного участка с элементами благоустройства;

порядок и размер оплаты услуг управляющего (исполнительного директора) или управляющей организации;

условия передачи технической документации многоквартирного дома;

порядок осуществления контроля за выполнением управляющим (исполнительным директором) или управляющей организацией обязательств по договору.

Условия договора на управление жилищным фондом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Если иное не предусмотрено договором на управление жилищным фондом, управляющий (исполнительный директор) или управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора на управление жилищным фондом за предыдущий год.

Для обслуживания и ремонта жилищного фонда собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган, товарищество, управляющий (исполнительный директор) или управляющая организация вправе заключать договоры на выполнение работ (оказание услуг) с соответствующими обслуживающими и ремонтными организациями.

1. В случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

2. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Комментарий к Ст. 47 ЖК РФ

1. Слово «собрание» у большинства ассоциируется с залом, президиумом, графиком, подсчетом поднятых рук. Однако общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме отличается от традиционного партийно-профсоюзного и по существу, и по форме. В частности, его можно провести и без совместного личного присутствия сособственников, поскольку ЖК РФ предусматривает несколько способов проведения такого собрания.

2. Общее собрание, проводимое в форме очного голосования, предполагает личное совместное присутствие сособственников для обсуждения и принятия решений по вопросам, включенным в повестку дня. Такая форма основывается на самом содержании слова «собрание» — «обсуждение каких-нибудь вопросов собравшимися где-нибудь людьми» . Поэтому законодатель прямо не выделяет в ЖК РФ такую форму проведения собрания (в форме очного голосования), предполагая, что она заложена в самом содержании слова «собрание». Соответственно все положения гл. 6 ЖК РФ, касающиеся вопросов проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, полностью распространяются на случаи проведения общих собраний в очной форме, а в заочной форме — с учетом установленных комментируемой статьей особенностей. При этом согласно ч. 1 комментируемой статьи «приоритет» в проведении общих собраний отдается очной форме их проведения. Это означает, что собственники помещений должны принять меры по проведению собрания в многоквартирном доме путем совместного на нем присутствия. И только в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело необходимого кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования.
———————————
Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. С. 551.

3. Комментируемая статья в качестве специального предмета правового регулирования выделяет отношения, возникающие в связи с проведением общих собраний без совместного присутствия собственников помещений в многоквартирном доме — в форме заочного голосования. Такой предмет правового регулирования имеет свою специфику, которая основывается на фактическом отсутствии собравшихся где-либо людей. Общее собрание в форме заочного голосования не предполагает совместного обсуждения вопросов повестки дня, а предусматривает в целях выявления воли сособственников по тому или иному вопросу повестки дня использование только письменной формы голосования.

Поскольку собственники не собираются для обсуждения вопросов повестки дня, эти вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы любой собственник мог, основываясь на их содержании, выразить свою позицию, либо должны быть приведены варианты решения вопроса, включенного в повестку дня (к примеру, если вопросы повестки дня сформулированы следующим образом: 1) определение пределов использования земельного участка перед подъездами N 2 и 3; 2) определение места размещения детской площадки; 3) определение периодичности проведения ремонта подъездов и т.п., то понятно, что решить их однозначно невозможно, поскольку подобные вопросы требуют дополнительного обсуждения собственниками для определения конкретных вариантов их решения, которые уже будут ставиться на голосование).

Иных способов проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме ЖК РФ не допускает. В частности, не допускается проведение общих собраний в смешанной форме, т.е. с одновременным использованием очной и заочной форм голосования (когда одни собственники голосуют непосредственно на собрании, проводимом в форме очного голосования, а другие — путем представления до начала такого собрания своих решений по отдельным вопросам повестки дня в письменном виде) (см. комментарий к ст. 48 ЖК).

4. На общее собрание, проводимое в форме заочного голосования, в равной степени распространяются все положения гл. 6 ЖК РФ в части, касающейся проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. ст. 45, 46, 48 ЖК), с учетом установленных комментируемой статьей отдельных особенностей, связанных с порядком признания собственников принявшими участие в собрании лицами и оформления решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

В частности, в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, должны считаться только те собственники помещений в данном доме, оформленные в письменном виде решения которых по вопросам, поставленным на голосование, были получены до даты окончания приема этих решений. Согласно ч. 5 ст. 45 ЖК РФ такая дата должна быть указана в сообщении о проведении собрания, которое заблаговременно (не менее чем за 10 дней) доводится до сведения всех сособственников. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 45 и ч. 1 комментируемой статьи в таком сообщении также должны быть указаны место или адрес, где можно ознакомиться с названными решениями собственников.

6. Следует иметь в виду, что решение собственника может быть признано поступившим до установленной даты окончания приема решений только с учетом даты фактического поступления такого решения. В данном случае ЖК РФ четко устанавливает, что принявшими участие в общем собрании считаются собственники (чьи голоса учитываются при определении кворума и результатов голосования), решения которых получены не позднее установленной даты окончания приема таких решений. Поэтому в случае направления собственником решения по почте основную роль при признании его принявшим участие в собрании будет играть дата фактического поступления решения, а не дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

Жилищный кодекс РФ при рассматриваемых обстоятельствах выступает не в пользу такого собственника: последний не признается принявшим участие в собрании, если решение он отправил своевременно, но поступило оно с опозданием, пусть и не по вине собственника. При этом необходимо также учитывать, что если установленная дата окончания срока приема решений приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 193 ГК РФ днем окончания срока приема решений будет считаться ближайший следующий за таким нерабочим днем рабочий день.

7. Требования к оформлению решений собственников по вопросам, поставленным на заочное голосование, содержит ч. 3 комментируемой статьи, согласно которой в указанном решении должны быть указаны:

— сведения о лице, участвующем в голосовании (о собственнике помещения в соответствующем доме : Ф.И.О. и паспортные данные, если таким собственником является физическое лицо, или наименование юридического лица и данные о его государственной регистрации, если таким собственником является юридическое лицо);
———————————
То, что должны быть указаны сведения о собственнике помещения в соответствующем доме, подтверждает п. 2 ч. 3 комментируемой статьи.

— сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме (таким документом могут быть свидетельство о государственной регистрации права собственности, если право зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации квартиры, либо иной документ, являющийся основанием возникновения права собственности на помещение);

— решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» (варианты голосования по вопросам повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», указываются один раз по отношению к каждому из данных вопросов, поскольку в ином случае решение может быть признано недействительным) (см. комментарий к ст. 48 ЖК).

Понятно, что любое решение, оформленное в письменном виде, может быть признано решением конкретного лица только в том случае, если оно надлежащим образом удостоверено таким лицом. Поэтому, хотя ЖК РФ прямо не устанавливает требование о совершении удостоверительной подписи лицом, оформившим решение собственника по вопросам, поставленным на голосование на проводимом в форме заочного голосования общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, достаточно очевидно, что такое решение должно быть подписано этим лицом. Причем, как следует из п. п. 1 и 2 ч. 3 комментируемой статьи, лицом, участвующим в голосовании, должен быть собственник помещения в соответствующем доме.

Такой вывод следует из ч. 1 ст. 48 ЖК РФ, согласно которой только собственник помещения в многоквартирном доме обладает правом голосования на общем собрании собственников помещений в этом доме. Поэтому только такой собственник вправе выступать в качестве лица, участвующего в голосовании.

Однако это не означает, что в случае проведения общего собрания в форме заочного голосования представитель такого собственника не вправе оформлять решения за собственника. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе осуществлять голосование (в данном случае — оформить решение в письменном виде) как лично, так и через своего представителя. Таким образом, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования решения собственника по вопросам, поставленным на голосование, могут быть оформлены его представителем. В этом случае каждое решение подписывается представителем и согласно ч. 2 ст. 48 ЖК РФ должно содержать сведения о документе, на котором основаны его полномочия (к примеру, доверенность на осуществление голосования либо, если собственником является Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, акт уполномоченного государственного органа или акт органа местного самоуправления).

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

1. В случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Федеральным законом от 03.07.2016 N 267-ФЗ (ред. 28.12.2016) до 1 января 2018 года приостановлено действие статьи 47.1 в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территориях всех субъектов Российской Федерации и до 1 июля 2019 года на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.