Ст 7 зк РФ

Категории земельных участков — классификация по закону

Всего существует 7 групп земельных наделов с особыми характеристиками, назначением, кодом и видами пользования. Эта информация зафиксирована в ст. 7 Земельного Кодекса РФ.

Земельный фонд составляют следующие участки:

  1. специального назначения, включая промышленные;
  2. для реализации сельскохозяйственной деятельности;
  3. входящие в группу лесного фонда;
  4. участки, принадлежащие населенным пунктам, используемые для строительства жилых домов;
  5. земли, причисленные к водному фонду;
  6. особо охраняемые зоны;
  7. земли государственного запаса.

Каждой из таких групп соответствуют определенные правовые нормы, основанные на ее отличиях от иной категории земель. Целевое назначение считается общей характеристикой.

Законодательное регулирование в отношении наделов определяется не только принадлежностью к конкретной группе, но и разрешенным пользованием.

Виды разрешенного использования земли — это особые классификаторы, разработанные для конкретных участков после проведения процедур зонирования и фиксирования границ территорий.

Ст. 37 ГК РФ предусматривает разделение земель в поселках и городах на:

  • основные виды – по их первоначальному функциональному значению;
  • условно разрешенные – цели не считаются основными, но разрешены по нормам градостроительного регламента;
  • вспомогательные – дополняют первые 2 типа.

Виды разрешенного использования отражают особые характеристики земель, поэтому один участок может иметь несколько видов использования.

Для одинаковых наделов могут быть доступны разные виды пользования. Установление того или иного вида фиксируется правилами землепользования, принятыми на данных территориях.

Информация о виде пользования имеется в кадастровом деле, которое хранится в местных органах власти.

Ее также можно получить, изучив принятые правила застройки и землепользования. Владелец может изменить основной вид использования на основании планируемой им деятельности.

Понадобится отправить соответствующий запрос и убедиться в отсутствии противоречий техническому регламенту.

Земли сельскохозяйственного значения

Сельское хозяйство – неотъемлемая часть жизни любого государства, поэтому законодательство сформировало отдельную группу земельных наделов, наиболее подходящих для сельского хозяйства.

Эти земли обычно находятся за пределами городов и выполняют следующие функции:

  • проведение научной и исследовательской деятельности в сельскохозяйственной сфере;
  • расположение требуемой инфраструктуры на участке;
  • выработка различной сельскохозяйственной продукции.

Основное требование к подобным землям – плодородие. Учитывая эту характеристику, земли делят на:

  • пастбища;
  • пашни;
  • пространства для возделывания многолетних растений (виноградники, плодовые деревья);
  • земли под сенокосы;
  • лесополосы, не входящие в имущество лесного фонда;
  • участки, занятые дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые земли.

Эти группы участков обязательно должны использоваться по назначению, а именно:

  • для ведения индивидуального хозяйства граждан;
  • с целью строительства дачных домиков;
  • для организации всех видов сельского хозяйства;
  • под огородничество и садоводство;
  • для фермерских хозяйств;
  • для возведения необходимой сельхозпроизводителям инфраструктуры.

Земли, выделенные под строительство разнообразных сооружений, обычно отличаются низким плодородием и неудобным расположением для их возделывания.

На таких участках допускается строительство дачных домиков исключительно для временного проживания.

Земельные фонды населенных пунктов

Такие площади обычно необходимы для постройки жилых объектов и возведения необходимой инфраструктуры. Определены их точные границы с землями прочих категорий.

В этом группу объединили следующие типы земель:

  • выделяемые муниципалитетами под индивидуальное строительство жилья для граждан;
  • площади, занятые административными и промышленными строениями, постройками коммунального, продовольственного и не продовольственного значения;
  • под многоэтажные жилые здания – они могут образовывать улицы, микрорайоны;
  • рекреационные земли в черте города или поселка, или в их пригороде.
    Положениями ст. 98 ЗК РФ установлено, что здесь ведется оздоровительная и спортивная деятельность, они также подходят для отдыха и туризма. Сюда также причисляют места расположения разных пансионатов, домов отдыха, туристических баз, отелей и кемпингов, детских оздоровительных и спортивных лагерей и иных подобных организаций.
    Базовое требование – соответствовать функциональному предназначению земли. Иначе владелец может лишиться права собственности.
    Возможно сооружение построек, зафиксированных в ст. 98 ЗК РФ;
  • зоны, на которых ведется строительство систем электроснабжения;
  • территории в самом городе или поселке, находящиеся под особой охраной – парки, ботанические и зоологические сады, заказники, музеи, расположенные под открытым небом, предметы культурного и исторического значения;
  • площади, занятые под транспортную инфраструктуру – вокзалы, аэропорты, речные вокзалы;
  • участки с водоемами, причисленные к собственности поселений;
  • резервные площади для развития населенных пунктов;
  • пространства с расположенными на них дорогами, причалами, трубопроводами;
  • площади, подходящие для сельскохозяйственной деятельности. Ими распоряжается администрация поселения, выделяет под организацию подсобных хозяйств жителей;
  • прочие пространства – улицы и площади города, земли из резервного запаса, участки, не находящиеся в обороте, зоны отчуждения и охранные территории.

На таких землях разрешено строить объекты, являющиеся частными или федеральными владениями, имуществом субъектов федерации или муниципалитета.

Определение категории земельного надела

При постановке участка на кадастровый учет его причисляют к определенной группе земель. Все земли одной категории отделяются от других посредством зонирования.

Категорию определяет особая комиссия, осуществляющая ревизию земель, которые планируют ввести в оборот.

Целевое назначение земли указывается в документах о праве собственности. При межевании подобная информация указывается и в межевом деле.

Для того, чтобы установить принадлежность к определенной категории, необходимо изучить техническую документацию. Альтернативным решением станет обращение в отделение кадастра и картографии за соответствующей выпиской.

С собой необходимо взять удостоверение личности и документ, подтверждающий право собственности. Срок оформления документов занимает около 5 дней.

Получить данные о наделе можно и на сайте Росреестра по кадастровому номеру или адресу.

Обычно участки, расположенные в одной зоне, имеют одинаковое назначение.

При переходе земель из государственного резерва они поступают под контроль регионов. Все сведения отражаются в специальном акте. При необходимости возможна смена категории в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ.

Менять категорию участка — прерогатива уполномоченных органов. Владельцу земли необходимо обратиться с заявкой в муниципалитет. Если комиссия выдаст согласие, то в кадастр вносятся необходимые коррективы.

Статья 7 Земельного кодекса. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий. Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.

3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст. 7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Земля – объект особого правового регулирования со стороны государства. В целях повышения эффективности ее эксплуатации участки разделены на специальные категории и виды допустимого использования. Категории земель в РФ определяются в соответствии с их целевым назначением и являются частью государственного планирования и стратегии. Давайте разберемся, какие существуют виды земель, кто их определяет и могут ли они быть изменены, где можно выяснить категорию конкретного участка.

Общая информация о земельных участках

Земельный участок – это объект особого внимания со стороны государства. В силу своих свойств он в первую очередь рассматривается как природный объект и ресурс и только потом как объект вещных прав.

Будучи природным ограниченным ресурсом, земля находится под охраной со стороны закона. Она – незаменимый компонент окружающей среды, базис для развития человечества и важнейший фактор производства.

Земля объединяет остальные природные ресурсы, даже если они относятся к различным сферам.

Буквальное определение земельного участка звучит так: это часть суши, имеющая строго определенные и зафиксированные документально границы. С этой точки зрения земля может быть не только природным ресурсом, находящимся под особой охраной со стороны государства, но и объектом гражданского оборота.

Даже в таком случае земля, будучи объектом вещных прав, находится под контролем государства, в том числе в части исполнения экологических требований и соблюдения целевого назначения.

Важно понимать, является ли недвижимым имуществом земельный участок. Ответ на этот вопрос дает ст. 130

Земля, если она преобразована в отдельный участок, считается недвижимой вещью и становится объектом вещных прав, то есть может перейти в частную собственность либо пользование.

Земли в форме недвижимости могут быть образованы как из других участков, так и из ранее неиспользуемых земель, находящихся, например, в государственной или муниципальной собственности.

Узнать, что такое земельный участок как объект права собственности, можно из ст. 6 ЗК. Согласно ей, такая земля является недвижимостью, представленной в виде части почвенного слоя, обладающего характеристиками, позволяющими выделить эту поверхность как индивидуально определенный участок в массе других объектов недвижимости.

Проще говоря, если границы участка закреплены документально, он является недвижимостью и может быть объектом гражданского оборота.

Хозяйственные общества, обладающие землей, в своей документации указывают любой земельный участок как основное средство. Это связано с экономическим свойством земли, ведь она является минимумом и базой, без которого невозможна любая хозяйственная деятельность. Поэтому участки можно считать главным средством производства, особенно в сельском хозяйстве. Они обладают важными характеристиками, такими как непереместимость в пространстве, зависимость от климатических факторов, плодородие и так далее. Это отражается и на ценности земли как объекта недвижимости.

Деление земель на категории

Выделение земельных категорий является следствием стратегической и проектной работы над сохранением земельного фонда, его охраной и соблюдением целей использования. Законодателем разработана классификация земель в соответствии с их целевым назначением. Каждая категория является единицей такой классификации.

Участок может использоваться в соответствии с его целевым назначением, которое, в свою очередь, определяется отнесением земли к той или иной категории. На этой же основе определяется и правовой режим, применяемый к земельному участку.

Таким образом, земли Российской Федерации подразделяются на категории исходя из фактических свойств этих территорий:

  • наиболее плодородные почвы отнесены к сельскохозяйственным, ведь их главная задача – производство;
  • земли с густой растительностью – лесные;
  • земли, обладающие особыми экологическими свойствами, – особо охраняемые территории.

В соответствии со ст. 7 ЗК, законодатель выделяет 7 категорий земель РФ:

  1. Сельхозназначения (используемые для нужд сельского хозяйства).
  2. Населенных пунктов (входящие в состав административных единиц).
  3. Промышленности, энергетики, транспорта, телекоммуникаций (предназначенные для обслуживания конкретных объектов).
  4. Особо охраняемых территорий, которые имеют значение для культуры, истории, экологии и прочих отраслей.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Запаса, то есть территории, не находящиеся во владении частных лиц.

Ниже мы подробнее остановимся на том, какие бывают категории земель в 2019 году, и уточним информацию по каждой из указанных категорий назначения. Сейчас предлагаем остановиться на видах разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земли

Целевое назначение в части пользования землями имеет общий характер. Правовой режим земель определяется не только категорией, к которой относится участок, но и его допустимым пользованием.

Виды разрешенного использования земельных участков (ВРИ) – это уточняющие классификаторы, присвоенные конкретным территориям по результатам зонирования и определения конкретных границ территориальных зон.

В соответствии со ст. 37 , земли в границах населенных пунктов принято делить на:

  • основные ВРИ, то есть согласно первоочередным целям использования;
  • условно разрешенные ВРИ. Цели использования не являются основными, но возможны в соответствии с градостроительным регламентом;
  • вспомогательные ВРИ. Дополнительные к первым двум.

ВРИ призваны отражать особенности земельных участков, потому каждому из них может быть присвоено сразу несколько видов.

В отношении одинаковых участков могут определяться разные виды использования. Правила присвоения ВРИ отдельному участку регулируются правилами землепользования и застройки, действующими на конкретных территориях. Обычно это выглядит следующим образом:

  1. Правила землепользования делят территория в границах муниципалитета на зоны.
  2. Для каждой такой зоны определяется собственный набор ВРИ.
  3. Владелец участка может использовать землю в рамках основного или нескольких основных ВРИ. Для использования условно разрешенных ВРИ требуется согласование.

Чтобы узнать ВРИ, можно запросить кадастровое дело на земельный участок в органах местного самоуправления либо самостоятельно изучить правила застройки и землепользования, если они приняты.

По запросу собственника основной вид использования может быть изменен в соответствии с деятельностью, которую он планирует осуществлять, если это не противоречит техническим и прочим регламентам.

Участки в населенных пунктах

Согласно ст. 83 ЗК, земли населенных пунктов (ЗНП) – это территории, предназначенные для осуществления застройки и развития муниципальных территорий. От земель остальных категорий ЗНП отделены границами сельских, городских и других населенных пунктов, которые не могут пересекать границы других зон. Они утверждаются в соответствии с генеральным планом или схемой территориального планирования.

В соответствии со ст. 85 ЗК, ЗНП включают в себя следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • инженерно-транспортной инфраструктуры;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственные;
  • специальные и другие.

Отнесение того или иного участка к конкретной зоне осуществляет градостроительный регламент, где они отмечаются специальными обозначениями. Например, отметки Ж1, Ж2, Ж3, – категория земель населенных пунктов: коллективного садоводства, малой частной и многоквартирной жилой застройки соответственно.

Обозначения «Д» определяют общественно-деловые зоны, «П» – производственные зоны, «И» – инженерно-транспортной инфраструктуры и так далее.

Знание категории земли также важно и при уплате земельного налога, ведь ее следует указать в декларации.

Согласно Приложению № 5 к , категория указывается в виде специального кода. Например, «003002000000» – общий код для земель населенных пунктов. Однако в зависимости от зоны, к которой градостроительный регламент относит участок, он может быть обозначен в декларации и уточненным кодом. Например, «003002000030» – код для земель жилищного строительства.

Код «003002000060» обозначает участки для ведения личного подсобного либо садового-огородного хозяйства, а код «003002000100» – прочие земельные участки. Специальный код для них Приложением не предусмотрен.

Сельскохозяйственные земли

Согласно ст. 77 ЗК, сельскохозяйственными землями можно считать территории, расположенные за пределами населенных пунктов и используемые для этих целей. Закон определяет следующие категории сельскохозяйственных земель:

  • угодья;
  • участки, на которых расположены дороги, инженерные коммуникации, лесопосадки и прочие объекты, предназначенные для снижения отрицательного влияния на землю;
  • территории, занятые объектами водного фонда: искусственные, образованные для хозяйственных, противопожарных или иных целей;
  • наделы, занятые постройками для создания или переработки сельхозпродукции.

В законе нет однозначного ответа, к какой категории относятся земли садовых товариществ. Но будучи расположенными за пределами населенных пунктов, они считаются землями сельхозназначения.

Поскольку угодья обладают плодородием, они используются приоритетно и подлежат особой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 79 ЗК, к таким землям относят:

  • пашни,
  • сады,
  • пастбища,
  • сенокосы и прочие.

Регулирование оборота этих и остальных сельскохозяйственных территорий осуществляется в соответствии с .

Земли СНТ регулируются специальным законом – .

Специфика СНТ состоит в том, что владельцы участков в нем могут не только заниматься садоводством, но и строить объекты жилой и хозяйственной недвижимости (пп. 4 п. 1. ст 19 ФЗ № 66). Однако в земли населенных пунктов эти территории не входят.

При уплате земельного налога в декларации земли сельхозназначения следует обозначать специальным кодом – «003001000000».

Владельцы участков в садовых товариществах уплачивают земельный налог на общих основаниях. Если владельцем не оформленных в собственность участков является СНТ, земельный налог уплачивает товарищество, а участники будут оплачивать только свою долю пропорционально размеру участка.

Особо охраняемые территории

Особо охраняемыми территориями, согласно ст. 94 ЗК, признаются земли, имеющие природное, научное, историческое, культурное, рекреационное и иное специальное назначение, если оно имеет особую ценность.

Такие территории частично или полностью изъяты из гражданского оборота и хозяйственного использования и подлежат наиболее серьезной охране. На них действует режим особо охраняемой территории (ООТ).

К таким землям закон относит:

  1. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, заказники, национальные и природные парки, ботанические сады.
  2. Лечебно-оздоровительные местности: курорты, предназначенные для отдыха людей или лечебных целей, профилактики заболеваний.
  3. Территории природоохранного значения: земли защитных лесов и иных природоохранных сооружений и объектов.
  4. Земли рекреационного значения: территории, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и иной деятельности.
  5. Территории историко-культурного значения: места, где расположены достопримечательности и объекты культурного наследия.

Основные ВРИ

Независимо от того, сколько категорий земель существует, каждой из них соответствует сразу несколько видов разрешенного использования. Именно ВРИ определяют цели, в рамках которых может эксплуатироваться участок.

Все виды возможного использования определены специальным Классификатором, утв. . В него вошли 13 основных категорий и еще несколько десятков подкатегорий разрешенного использования.

Узнать о них поможет таблица.

Наименование ВРИ Описание ВРИ Код ВРИ в землеустроительной документации
Сельхоз использование Включает растение- и овощеводство, выращивание зерновых культур, садо- и животноводство, скотоводство и птицеводство, рыболовство, создание питомников, строительство инженерных и промышленных объектов производства сельхозпродукции. от 1.0 до 1.18
Жилая застройка Индивидуальное и многоквартирное жилищное строительство, ведение подсобного хозяйства, размещение объектов гаражного назначения, обслуживание объектов застройки. от 2.0 до 2.7.1
Общественное использование строений Предполагает размещение на участках строений, созданных в целях удовлетворения бытовых, социальных, коммунальных, медицинских, образовательных, религиозных, научных и иных потребностей населения. от 3.0 до 3.10.2
Предпринимательство Позволяет размещать на земле объекты управления, торговые объекты и рынки, заведения общественного питания и банковской деятельности, гостиничного обслуживания и развлечений. от 4.0 до 4.10
Рекреация Предполагает размещение мест занятия спортом и физкультурой, пешие и иные прогулки, создание парков и скверов, водохранилищ и водных объектов общего пользования от 5.0 до 5.5
Производство Размещение объектов недвижимости, необходимых для осуществления промышленной деятельности, производства продукции. Недропользование, тяжелая или автомобильная промышленность, легкая, фармацевтическая, пищевая, энергетическая и виды производства выделены в отдельные ВРИ. от 6.0 до 6.11
Транспорт Предназначены для размещения различных путей сообщения: Ж/Д транспорта, автодорог, искусственно созданных внутренних водных путей, аэродромов, трубопроводов и так далее. от 7.0 до 7.
Оборона и безопасность Размещение строений обороны и безопасности Вооруженных сил РФ, инженерных сооружений государственной границы, спасательных служб, военизированной охраны и мест лишения свободы. от 8.0 до 8.4
Особая охрана и изучение природы Земли, предназначенные для сохранения и изучения растительного и животного мира, размещения объектов санаторно-курортного и историко-культурного значения. от 9.0 до 9.3
Использование лесов Деятельность по вырубке и заготовке лесоматериалов и других недревесных ресурсов, охране и обеспечении сохранности земель. от 10.0 до 10.5
Водные и связанные с ними объекты Земли, на которых размещены природные водоемы, ледники, болота, иные поверхностные воды, участки, примыкающие к таким объектам, а также участки, занятые гидротехническими сооружения. от 11.0 до 11.3
Земли общего пользования Использование территорий для размещения объектов дорожной сети, тротуаров, пешеходных переходов, бульваров, площадей, размещения кладбищ и могильников, мусороперерабатывающих предприятий и иных общественно важных объектов. от 12.0 до 12.3
Садовое, огородное и дачное хозяйство Деятельность, связанная с производством ягодных, овощных, плодовых и иных культур, размещением объектов капитального/некапитального строительства (жилой недвижимости и так далее). от 13.1 до 13.3

Кто определяет категории земель

Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:

  • правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
  • региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
  • местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.

Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.

Такие решения могут быть приняты в случае:

  • подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
  • выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).

Процедура изменения целевого назначения

Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.

Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.

Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.

Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.

Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:

  • кадастровый номер;
  • присвоенную и желаемую категорию участка;
  • существующие и желаемые виды использования;
  • причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
  • сведения о правах на землю.

Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.

Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.

В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.

Где узнать категорию земель

Некоторые обыватели задаются вопросом, как определить, к какой категории земель относится земельный участок. Как правило, надел, находящийся в частной собственности, уже отнесен к той или иной категории, в соответствии с генеральным планом населенного пункта или территориальной единицы, в пределах которой он расположен.

Закон определяет несколько источников, где должна быть указана информация о целевом назначении. В п. 2 ст. 8 Земельного кодекса перечислено, в каких документах указывается категория земельного участка:

  • постановления органов исполнительной власти, которыми земля передается другим лицам;
  • договора в отношении участков;
  • кадастр недвижимости и выписки из ГКН;
  • документы о государственной регистрации объекта, в том числе выписка из ЕГРН или свидетельство о праве собственности, ранее выдаваемое Росреестром;
  • другие документы.

Итак, категория и вид разрешенного использования любого надела являются общедоступной информацией. А потому лучшее место, где узнать сведения о категории земель – .

Все, что нужно – перейти по ссылке, найти участок и кликнуть по нему мышью. В таблице с левой стороны экрана появится нужная информация.

Земельный фонд РФ разделен на категории в соответствии с целевым назначением земель. В рамках каждой из них действуют индивидуальные виды разрешенного пользования, нарушение которых влечет административную ответственность. Категории ВРИ в отношении каждого участка определяют, в основном, местные администрации. Для использования земли в целях, не соответствующих присвоенным ВРИ, участок нужно перевести в другую категорию или присвоить ему иные виды пользования. Для этого заинтересованное лицо подает в местную администрацию ходатайство.