Ст 90 СК РФ

Комментарий к статье 90 СК РФ

1. Правом на получение материальной помощи пользуются не только супруги, но и бывшие супруги. Семейный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых бывший супруг вправе требовать предоставления содержания после расторжения брака.

Прежде всего закон устанавливает круг лиц, имеющих право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от своих бывших супругов. Первые два основания, дающие право на получение алиментов от бывшего супруга, совпадают с аналогичными основаниями, по которым обязаны предоставлять друг другу материальное содержание супруги, состоящие в зарегистрированном браке. К таковым относятся:

1) бывшая жена в период беременности и в течение трех лет после рождения общего ребенка. Обязательным условием взыскания алиментов является происхождение ребенка от ответчика. Бывшая жена имеет право на получение алиментов от бывшего мужа лишь в том случае, если беременность наступила в браке, а общий ребенок родился не позднее 300 дней с момента прекращения брака (о моменте прекращения брака при его расторжении см. комментарий к ст. 25 СК РФ). Прекращение фактических брачных отношений, сколь бы длительными они ни были, не дает права женщине требовать уплаты алиментов на свое содержание от своего бывшего фактического супруга в период беременности и в течение трех лет с момента рождения общего ребенка <1>;

———————————
<1> См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 390.

2) нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или общим ребенком — инвалидом с детства I группы. Юридически значимыми фактами для возникновения права бывшего супруга на алименты в данном случае являются: наступление инвалидности общего ребенка в возрасте до 18 лет или признание ребенка инвалидом с детства I группы после достижения им совершеннолетия, а также нуждаемость бывшего супруга-взыскателя. Не оказывают влияния на возникновение права на алименты причины и момент наступления инвалидности ребенка (до или после расторжения брака его родителями).

В законе указано, что право на получение алиментов с бывшего супруга имеет лишь тот супруг, который осуществляет уход за ребенком-инвалидом. В связи с этим надо полагать, что для того, чтобы приобрести право на получение средств на свое содержание с бывшего супруга, взыскатель должен сам ухаживать за ребенком. При помещении ребенка в дом-интернат для инвалидов право бывшего супруга на получение алиментов не возникает, а выплата уже взысканных алиментов прекращается, если ребенок не нуждается в дополнительных расходах. Дополнительные расходы, связанные с лечением такого ребенка, оплатой постороннего ухода и т.п., должны покрываться средствами на его содержание, которые обязаны предоставлять оба родителя. Однако помещение ребенка в больницу для стационарного лечения не должно быть основанием для прекращения выплаты алиментов <1>;

———————————
<1> См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2008. С. 293.

3) нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года с момента расторжения брака. Имеется в виду нетрудоспособность, возникшая в связи с достижением пенсионного возраста или в связи с инвалидностью. Причины инвалидности бывшего супруга (а значит, и возникновения нетрудоспособности) по общему правилу значения не имеют. Исключение составляют причины, обозначенные в ст. 92 СК РФ.

Одним из условий реализации права на получение алиментов бывшим супругом является наличие его нетрудоспособности, наступившей до расторжения брака или в течение года с момента его расторжения. Данное правило следует толковать расширительно, признавая право бывшего супруга на получение алиментов и в том случае, если нетрудоспособность наступила до заключения брака. Так, в Определении по делу N 84-В08-4 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала выводы президиума областного суда основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, указав следующее. Закон связывает уплату алиментов бывшему нуждающемуся супругу, в частности, с фактом наличия у него нетрудоспособности к моменту расторжения брака. Нетрудоспособность бывшего супруга, инвалидность которого была установлена еще до заключения брака, является юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о его праве требовать от другого бывшего супруга предоставления содержания после расторжения брака. При таких обстоятельствах ссылка суда надзорной инстанции на то, что включение в период времени, дающий право на получение алиментов бывшему супругу, времени, предшествовавшего регистрации брака, является неправомерным, не соответствует положению п. 1 ст. 90 СК РФ <1>;

———————————
<1> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 года. Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г. // //www.supcourt.ru.

4) нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. Данная норма об алиментных правах бывшего супруга является исключением из общего правила о том, что бывший супруг имеет право на получение содержания от другого бывшего супруга, только если его нетрудоспособность наступила до расторжения брака или не позднее одного года с момента расторжения брака. Она призвана защищать интересы супруга, который в период брака занимался ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей и по этой причине имеет небольшой трудовой стаж, сказывающийся на размере трудовой пенсии, или вообще такового не имеет, получая только социальную пенсию, размер которой невелик <1>.

———————————
<1> См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 391.

Право бывшего супруга на алименты возникает при достижении им пенсионного возраста не позднее пяти лет после расторжения брака при условии длительного пребывания супругов в браке. Имеется в виду достижение пенсионного возраста, с которого лицо приобретает право на назначение ему трудовой пенсии по старости на общих основаниях (мужчины — в 60 лет, женщины — в 55 лет), независимо от его права на получение пенсии по иным основаниям в более раннем возрасте, в том числе права на пенсию по инвалидности.

Закон не раскрывает понятия «состояние в браке длительное время». Этот вопрос решается судом самостоятельно с учетом возраста супругов и иных конкретных обстоятельств дела. По сложившейся практике длительным считается брак, продолжавшийся не менее 10 лет.

Для возникновения алиментного обязательства между бывшими супругами необходимо наличие нуждаемости в материальной помощи супруга-получателя. Исключение составляет бывшая жена в период беременности и в течение трех лет после рождения общего ребенка. Нуждаемость бывшего супруга устанавливается судом путем сопоставления его доходов и необходимых потребностей. Бывший супруг может быть признан нуждающимся как при полном отсутствии у него средств к существованию, так и при их недостаточности. Вопрос о нуждаемости бывшего супруга должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств дела.

Суд вправе удовлетворить иск бывшего супруга о взыскании алиментов лишь при условии, что ответчик обладает необходимыми средствами. Бывший супруг может быть признан судом обладающим необходимыми средствами (заработная плата, иные доходы, наличие имущества) для уплаты алиментов, если у него после выплаты алиментов как бывшему супругу, так и другим лицам, которых он обязан содержать по закону, останутся средства для собственного существования.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи алиментные обязательства бывших супругов могут регулироваться соглашением об уплате алиментов. Условия о размере и порядке уплаты алиментов бывшему супругу на случай расторжения брака могут быть включены в брачный договор. Однако необходимо помнить, что брачный договор может быть заключен либо до государственной регистрации брака, либо во время брака. Иными словами, бывшие супруги могут урегулировать права и обязанности по содержанию только в соглашении об уплате алиментов.

При отсутствии алиментного соглашения вопрос о выплате алиментов супругу может быть решен в судебном порядке как непосредственно при расторжении брака, так и в последующем по требованию бывшего супруга, имеющего право на получение алиментов. Сроки обращения за алиментами регламентируются положениями ст. 107 СК РФ.

Другой комментарий к статье 90 Семейного Кодекса РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым бывшие супруги имеют право требовать предоставления содержания (алиментов) после расторжения брака.

Первые два основания, дающие право на получение алиментов от бывшего супруга, полностью совпадают с аналогичными основаниями, по которым обязаны предоставлять друг другу материальное содержание супруги, состоящие в зарегистрированном браке (ст. 89 СК и комментарий к ней).

Так, право на алименты после расторжения брака имеет в первую очередь бывшая жена в период беременности, наступившей до расторжения брака, и в течение трех лет с момента рождения общего ребенка. Прекращение фактических брачных отношений независимо от их длительности не дает права женщине требовать соответствующей уплаты алиментов. Правом на алименты обладает нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы, при условии что ребенок родился до расторжения брака.

Так же как и в случае нахождения в браке, вправе требовать предоставления материального содержания от другого супруга и бывший нетрудоспособный нуждающийся супруг, однако для этого случая помимо условий нетрудоспособности и нуждаемости закон предусматривает еще и другие требования. Они касаются прежде всего сроков, определяющих момент наступления нетрудоспособности бывшего супруга. Так, право на алименты имеет нетрудоспособный нуждающийся супруг, если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года после расторжения брака.

Так, по одному из дел Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее.

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет в том числе нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака. Согласно действующему пенсионному законодательству нетрудоспособным является супруг, если он достиг возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчина и женщина) либо является инвалидом, имеющим ограничение к трудовой деятельности. Таким образом, одним из условий реализации права на получение алиментов бывшим супругом является наличие его нетрудоспособности, наступившей до расторжения брака или в течение года с момента его расторжения. Иными словами, закон, в частности, связывает уплату алиментов бывшему нуждающемуся супругу с фактом наличия у него нетрудоспособности к моменту расторжения брака.

Как следует из материалов дела, брак между М. и М. был заключен 20 сентября 1996 г., а 14 июля 2000 г. расторгнут. М. является инвалидом с детства, имеет II группу инвалидности с ограничением работоспособности. В 1999 г. было отмечено ухудшение состояния здоровья М.: у нее снизился слух, она стала хуже передвигаться, появились боли в позвоночнике (справка Новгородской поликлиники N 1). Согласно справке Межрайонного бюро медико-социальной экспертизы N 1 М. 25 января 2007 г. повторно установлена II группа инвалидности бессрочно. М. состояла на учете в ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» как малообеспеченная. М. обладал необходимыми средствами для предоставления алиментов на содержание бывшей супруги.

При таких обстоятельствах ссылка суда надзорной инстанции на то, что включение в период, дающий право на получение алиментов бывшему супругу, времени, предшествовавшего регистрации брака, является неправомерным, не соответствует положению ч. 1 ст. 90 СК РФ <1>.

———————————
<1> Определение Верховного Суда РФ от 24 октября 2008 г. по делу N 84-В08-4.

Исключение из общего годичного срока, предусмотренного законом, сделано в первую очередь для тех супругов, которые, например, будучи заняты воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства и не имея достаточного трудового стажа, могут оказаться в тяжелом материальном положении, получая пенсию в минимальном размере.

Если супруги состояли в зарегистрированном браке длительное время, право на получение материального содержания со стороны бывшего супруга имеет также нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста, не позднее чем через пять лет после расторжения брака. Длительными признаются брачные отношения, если они продолжались, как правило, не менее 10 лет.

Судебная практика исходит из того, что по этому основанию ст. 90 СК РФ право на алименты у бывшего супруга возникает только с момента достижения общего пенсионного возраста, предусмотренного пенсионным законодательством <1>.

———————————
<1> Судебная практика по семейным спорам. С. 244.

Обязанность по уплате алиментов на содержание бывшего супруга может быть возложена судом только на лиц, обладающих для этого необходимыми средствами <1>.

———————————
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 546-О-О.

2. Бывшим супругам также предоставлено право заключить соглашение и определить размер и порядок предоставления соответствующего содержания одному из них. Такое соглашение должно удовлетворять требованиям гл. 16 СК РФ и может в большей степени учитывать интересы алиментополучателя, чем это предусмотрено законом. В частности, это может касаться увеличения сроков, прошедших между расторжением брака и наступлением пенсионного возраста бывшего супруга, и т.д.

К соглашениям лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, нормы СК РФ применяться не должны. Такие соглашения будут носить гражданско-правовой характер.

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:

а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. ст. 2, 11, 108 НК РФ, можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;

б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);

в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:

— физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);

— психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;

г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;

д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

— адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;

— нотариусы;

— аудиторы;

— любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

Статья 90 СК РФ. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака

Настоящие правила включают в себя сложный комплекс отношений в семье и между супругами. Нуждающийся супруг должен получить поддержку и после расторжения брака.

Согласно СК РФ, бывший супруг вправе при определенных обстоятельствах требовать взыскания алиментов в судебном порядке с другого бывшего супруга. Ограничение права бывшего супруга требовать предоставления содержания после расторжения брака связано с тем, что супруги после развода становятся посторонними друг другу лицами, и семейные связи между ними прекращаются.

Такое право на взыскание алиментов в судебном порядке признается за бывшей женой в период беременности и в течение трех лет с момента рождения общего ребенка. Бывшая жена сохраняет право на алименты только в том случае, если беременность возникла до момента расторжения брака. Женщина, состоящая в фактическом браке, не имеет такого права.

Особо оговаривается право на алименты того из супругов, который осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, оно сохраняется только в случае, если ребенок был рожден до расторжения брака или в течение 300 дней с момента расторжения брака. Нетрудоспособность ребенка может возникнуть как до расторжения брака, так и после его расторжения.

Нетрудоспособный нуждающийся супруг по общему правилу имеет право на получение содержания от бывшего супруга, только если его нетрудоспособность возникла в течение одного года после расторжения брака. Однако суд может признать право на алименты за супругом, ставшим нетрудоспособным в течение пяти лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Данное исключение предусмотрено для случаев, когда один из супругов в течение брака не имел самостоятельного дохода в связи с тем, что по обоюдному согласию супругов занимался уходом за детьми или ведением домашнего хозяйства и в связи с этим не приобрел право на трудовую пенсию. Если после расторжения брака до достижения им пенсионного возраста остается менее пяти лет, он, как правило, не успевает приобрести права на такую пенсию.

Учитывая, что данные неблагоприятные последствия возникли в связи с состоянием в браке, за таким супругом по достижении пенсионного возраста признается право на алименты. Право на алименты возникает только с момента достижения общего пенсионного возраста, предусмотренного пенсионным законодательством, а также при признании супруга инвалидом 1 или 2, а в определенных случаях (см. комментарий к ст. 85 СК) и 3 группы. Закон не дает определения длительных брачных отношений. Длительность брачных отношений подлежит оценке судом с учетом всех обстоятельств дела. При этом прежде всего учитывается возраст супругов. Как правило, длительными признаются брачные отношения, продолжавшиеся не менее 10 лет.

В соглашении может быть предусмотрено право на содержание бывшего супруга. Такое соглашение может быть заключено как в период существования брака, так и в процессе его расторжения. Положение о предоставлении содержания супругу после развода может быть включено в брачный договор. Супруги вправе заключить соглашение о предоставлении содержания бывшему супругу независимо от того, является он нуждающимся и нетрудоспособным или нет.

К соглашениям бывших супругов об уплате алиментов применяются нормы гл. 16 СК. К соглашениям лиц, состоявших ранее в фактическом браке, нормы Семейного кодекса о соглашениях об уплате алиментов применяются в порядке аналогии закона.