Статья 28 о защите прав потребителей

Последствия пропуска сроков

Последствия для исполнителя, когда он нарушает время осуществления работ, определены в ст. 28 закона о защите прав потребителей. Представлены они в виде перечня требований, которые заказавшее услуги лицо правомочно предъявить.

Состоит перечень из следующих требований.

  1. Если по объективным причинам работы не были окончены в срок, то потребитель вправе предоставить исполнителю новый срок. При этом длительность его может быть определен соглашением сторон или же назначена заказчиком в императивном порядке.
  2. Потребитель вправе принять решение о перепоручении работ третьим лицам или же самостоятельно довести их до конца. В таком случае заказчик может потребовать возмещения стоимости услуг других лица и стоимости своего труда у не выполнившего в срок заказ исполняющего.
  3. Когда потребителю не требуется срочное окончание работ, он вправе освободить контрагента от обязанностей и затребовать от него соразмерного усечения стоимости его услуги. При этом контрагент не имеет права настаивать на условиях договора.
  4. Заказчик имеет полное право полностью отказаться от заказа и требовать возвращения стоимости работ. При этом исполнитель должен возместить и иные его расходы, связанные с пропуском срока.

Все эти требования – единственно верная, правовая процедура по возложению ответственности на производителя работ за пропуск заранее определенного времени.

В большинстве случаев положения, указанные в ст. 28 закона о защите прав потребителя, толкуются неверно, что приводит к их неправильному применению.

Для того чтобы суды и иные участники правоотношений верно понимали значение положений закона, Верховный суд страны регулярно публикует свои комментарии.

Итак, как поясняет данный ФЗ Верховный суд.

  1. Прежде чем предъявлять требования в связи с пропуском срока исполнения необходимо установить точный размер этого срока. Указанная норма недостаточно точно определяет эти рамки, вследствие чего между заказчиком и исполнителем зачастую возникают разногласия. К примеру, в договоре может быть указано поэтапное выполнение работы вместо временных рамок. Или сроки определены для каждого этапа в отдельности. Могут быть указаны случаи, когда пропуск срока допустим.
  2. Данная норма не содержит указания на возврат аванс, так как сама возможность авансирования не предусматривается. Однако допускается возможность потребовать возмещения ущерба. Поэтому необходимо правильно формулировать требование о возврате аванса. Стороны, разумеется, могут правильно понять друг друга, однако для суда точность терминологии имеет большое значение.
  3. Когда для каждого этапа выполняемых работ устанавливается самостоятельный срок, потребитель вправе выдвигать требования лишь в отношении того этапа, срок исполнения которого был пропущен. Данное правило распространяется и на возврат аванса. Дело в том, что Гражданский кодекс устанавливает, что по расторжении договора стороны не вправе требовать возмещений, в отношении уже выполненных обязательств.

Пеня и неустойка

Законодательство РФ предусматривает право потребителя на получении пени или неустойки в случае пропуска исполнителем сроков выполнения заказанных работ.

В данном случае размер уплачиваемых средств определяется двумя способами:

  1. Согласно ФЗ размер пени или неустойки составляет три процента за каждый день пропуска от стоимости заказа. Если заказ выполняется за несколько часов, то указанный размер возмещения рассчитывается за час.
  2. В договоре может быть указан завышенный процент пени. Указание меньшего влечет недействительность этого пункта о неустойке.

Пеня или иной штраф выплачивается лишь в том случае, когда заказчик продлил срок для осуществления работ или выдвинул требование о её уплате при полном отказе.

Процент пени рассчитывается в соответствии со стоимостью услуги, в исполнении которой было пропущено установленное время, когда заказ имеет комплексный характер. Когда цена в отдельности для каждой части комплексного заказа услуг не установлена, то пеня рассчитывается в соответствии с полной стоимостью договора.

Сумма пени ограничивается общей стоимостью услуги или всего договора в целом. При этом цена заказа определяется исходя из среднерыночной стоимости той или иной услуги на момент исполнения требования и в отношении местности, где это требование подлежит исполнению.

Данное правило более полезно для исполнителя, нежели для потребителя. Ведь при начислении пени, даже в соответствии с минимальным процентом, указанном федеральным законом, сумма неустойки достигает общей стоимости услуги или заказа уже через месяц. Поэтому данное ограничение имеет целью предотвратить необоснованное обогащение заказчика.

Права и обязанности исполнителя

Так как взаимоотношения в сфере предоставления услуг являются двусторонними, то и правами обладают обе стороны. В основном эти моменты прописываются в соглашении, но если такого нет, то в качестве основного источника правил берется закон.

Так, согласно ФЗ РФ, исполнитель вправе:

  • требовать исполнения условий договора, в ситуациях, когда заказчик сроки осуществления работ посчитал неправильно;
  • просить о продлении установленного времени;
  • доказывать свою правоту.

Исполнитель освобождается от ответственности за пропуск установленного договором времени, когда:

  1. Сроки были пропущены в силу форс-мажорных обстоятельств.
  2. Производитель работ не имел возможности закончить работу в определенные временные рамки по не зависящим от него обстоятельствам.
  3. Сроки были пропущены по вине заказчика.

Помимо этого, ради защиты прав потребителей статья 28 ФЗ РФ ограничивает права исполнителя в случае пропуска установленного времени.

Так, производитель работ не имеет права:

  • выдвигать требования о предоставлении дополнительного срока;
  • отказываться от исполнения требований заказчика;
  • требовать возмещения расходов, связанных с осуществлением уже выполненной части работ.

Закон, устанавливая права потребителя выдвигать такие требования, исходит из презумпции добросовестности каждого заказчика. По этой причине бремя доказывания возлагается именно на заказчика, что является основным преимуществом производителя работ при возникновении подобных ситуаций.

Делается это путем подсчета всех установленных договором сроков выполнения как для отдельных частей работы, так и для всего объема в целом. Если факт пропуска установленного времени не подтвердится, или причиной этого стали действия самого заказчика, то исполняющее лицо вправе затребовать возмещения ему ущерба, ставшего следствием задержки производства работ, иных расходов, понесенных из-за рассмотрения претензии потребителя.

В любом случае, когда спор доходит до суда, обе стороны обретают равный правовой статус до момента вынесения судом соответствующего решения. По этой причине при взаимоотношениях между исполнителем и заказчиком не нужно придерживаться императивности с той или иной стороны. В целом Российская Федерация, судебные и надзорные органы при рассмотрении жалоб и исков по таким случаям, придерживаются презумпции невиновности исполнителя.

Статья 28 ЗоЗПП РФ. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

Последняя редакция Ст. 28 Закона о ЗПП

1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

назначить исполнителю новый срок;

поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).

В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

4. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

6. Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Комментарий к Статье 28 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Законодательство закрепляет основные моменты защиты прав потребителей, которые позволяют последним отстаивать свои интересы в случае их нарушения. Сроки в отношениях между исполнителями, продавцами и приобретателями имеют огромное значение. Потребителя часто интересует именно период времени, в котором можно ожидать результатов определенных работ. Именно поэтому соблюдение установленных договором временных периодов является важным.

Сфера регулирования

Статья 28 ЗоЗПП РФ регулирует правила сдачи работ в установленный период договором или законодательством. Дело в том, что определение срока сдачи работ является одной из важнейших сторон отношений между исполнителем и потребителем. Пропуск таких временных отрезков является грубейшим нарушением со стороны исполнителя и признается ущемлением прав потребителя. Именно поэтому статья 28 Закона «О защите прав потребителей» определяет возможности приобретателя в случае неисполнения условий договора оказания услуг или выполнения работ по срокам.

Статья 28 ЗоЗПП РФ включает 6 пунктов. Содержание первого из них определяет правила действия потребителя в случае неисполнения сроков, предусмотренных договором или законом. В этом случае у пострадавшей стороны есть несколько вариантов на выбор:

  • поставить новые временные рамки;
  • делегировать невыполненные задачи другим лицам или реализовать их самостоятельно, потребовав возмещения от нарушителя сроков;
  • претендовать на уменьшение стоимости выполнения работ;
  • полностью отказаться от исполнения заключенного соглашения.

Кроме всего перечисленного потребитель имеет право на возмещение всех убытков, которые возникли вследствие несоблюдения сроков.

Пункт 2 закрепляет правило, по которому, если потребитель решил установить новые рамки для исполнителя, то их необходимо прописать в договоре между сторонами. В случае нарушения повторно установленных временных границ, потребитель имеет право выбрать новый вариант действий, закрепленный в п.1 настоящего закона.

П. 3 определяет правила исчисления цены работ, которое не были выполнены в случае отказа от исполнения соглашения или требования об уменьшении оплаты.

Пункт 4 указывает на отсутствие права у исполнителя требовать возмещения затрат на исполнение работ в случае, если они не сданы полностью в срок. Исключением станет случай, когда заказчик принял работу.

П. 5 определяет возможность наложения неустойки на исполнителя, несдавшего работы в срок. Если он указан в днях, то неустойка будет начисляться в размере 3% от установленной цены за сутки задержки, если в часах – за час. Закон разрешает устанавливать в тексте соглашения между сторонами иной размер неустойки, больший, чем в законе.

Пункт 6 освобождает исполнителя от всех карательных мер, если ему удастся доказать, что он задержал сроки из-за действия непреодолимой силы по независящим от него причинам.

В результате, статья 28 ЗоЗПП РФ устанавливает порядок действий потребителя в случае задержки сроков исполнения работ или предоставления услуг. Причем она предоставляет определенный выбор в зависимости от ситуации. Возможно также повторное применение санкций в отношении нарушителя условий договора, если изначально использованная мера не принесла результатов.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, обеспечивающими реализацию товаров или услуг. Документ призван определить правовую основу для обеспечения гарантий гражданам и установить качественные критерии и нормативы в данной сфере.

Предписывается также порядок реализации гражданских прав и процедура действий при их нарушении. Один из таких механизмов регулируется статьей 28 о нарушении исполнителем срока работы.

Ст 28 Закона «О защите прав потребителей»

Статья 28 Закона «О защите прав потребителей» регламентирует случаи, когда исполнитель услуги или работы нарушает сроки ее выполнения. В такой ситуации потребитель вправе предпринять следующие действия:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • заключить соглашение с третьими лицами о выполнении работы или осуществить ее самостоятельно, потребовав от ответственного лица возмещения затрат на доработку;
  • потребовать снижения цены за оказываемые услуги;
  • отказаться от заключенной договоренности.

Потребитель согласно п 1 ст 28 также вправе потребовать от ответственного лица возмещения всех убытков, прямых и косвенных, понесенных из-за нарушения сроков работы. Время, в течение которого компенсация должна быть выплачена, определяется законодательством.

Пункт 2 статьи 28 указывает на процедуру назначения нового периода для устранения нарушения. Таковой должен быть указан в договоре о выполнении работы. Если работа не выполняется в положенный срок снова, заказчик вправе предъявить иные требования в соответствии с указанными положениями.

Третий пункт регулирует цену, положенную к возврату при нарушении срока. Таковая учитывает стоимость проделанной работы, и назначается в соответствии со статьей 24 Закона «О защите прав потребителей».

Согласно п 4 ст 28, если заказчик отказывается от договора на основании нарушения его сроков, исполнитель не может требовать компенсации за понесенные расходы. Исключением является ситуация, когда потребитель принимает ту часть работы, которая уже выполнена.

П 5 ст 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет назначение пени за каждый день или час просрочки в соответствии с условиями договора. Неустойка за нарушение сроков работы назначается в размере трех процентов и рассчитывается от цены услуги или от стоимости всего заказа. Договор может оговаривать и более высокий процент.

Расчет неустойки за нарушение начального срока ведется вплоть до начала работы. Если же пеня назначается за нарушение срока окончания исполнения, начисление производится до полного выполнения поставленного объема.

В обоих случаях пеня прекращает начисляться, если заказчик предъявляет иные требования. При длительном нарушении оговоренного периода времени учитывается положение о том, что неустойка не может превышать стоимости отдельного вида услуги или заказа целиком.

Пункт 6 статьи 28 указывает на случаи, когда потребитель не может предъявлять новые требования или начислять неустойку. Такая ситуация возможна, если исполнитель докажет, что нарушение срока работы было вызвано непреодолимыми обстоятельствами или виной заказчика.

Изменения

Изменения в статью 28 о последствиях нарушения сроков исполнения работ вносились тремя этапами. Первый был осуществлен 17 декабря 1999 года и внес в положение следующие коррективы:

  • первый и второй абзацы первого пункта изложены в новой редакции;
  • в шестом абзаце п 1 исключены слова «начала и (или) окончания»;
  • в первом абзаце пункта 2 отредактирована формулировка;
  • пункт 4 о невозможности исполнителя требовать компенсацию за понесенные растраты изложен в новой редакции, второй абзац пункта был исключен;
  • в пункте 5 скорректирована формулировка первых трех абзацев.

Второй ряд поправок в положение о нарушении сроков работы был внесен 21 декабря 2004 года и коснулся следующих аспектов:

  • в пункте 1 в пятом абзаце слова о расторжении договора были заменены на формулировку об отказе от его исполнения;
  • в пункте 3 слова «пунктом 3» заменены на «пунктами 3, 4 и 5»;
  • в пунктах 3 и 4 слова «при расторжении» заменены на «при отказе от исполнения».

Последние поправки в статью 28 о нарушении отведенного срока работы были внесены 25 октября 2007. Они коснулись первого абзаца пункта 1 – в формулировку после союзов «и» было добавлено уточнение «(или)».

Скачать Федеральный закон «О защите прав потребителей» целиком можно тут. Документ представлен в последней редакции с изменениями за июль 2016.

Скачать отдельно статью 28 о последствиях нарушения исполнителем сроков работы можно по ссылке. Редакция статьи актуальна на 2017 год и содержит все внесенные изменения.

1. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливаются права потребителя при нарушении исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). При этом право потребителя предъявить соответствующее требование может возникнуть и до момента наступления факта просрочки исполнения обязательств, когда в пределах срока, установленного законом или договором, станет очевидно, что исполнитель не уложится в этот срок. Таким образом, Закон дает возможность потребителю своевременно защитить свои интересы.

В отличие от предыдущей главы Закона, предусматривающей права потребителя при нарушении продавцом, изготовителем, импортером (их уполномоченными представителями) договора розничной купли-продажи, в данной статье заложены права потребителя предъявлять такие специфические требования, как поручить работы третьему лицу или самостоятельно ее выполнить с последующим уменьшением цены.

Предъявление потребителем требований, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, не исключает его права на возмещение убытков, возникших в связи с нарушением исполнителем работы (услуги) соответствующих сроков.

Одновременное предъявление потребителем нескольких требований недопустимо. Новое требование может быть предъявлено только в случае просрочки исполнения первоначально предъявленного требования.

2. При назначении потребителем нового срока исполнителю согласие последнего не требуется. В то же время у исполнителя возникает обязанность выполнить работы или оказать услуги в этот новый срок. Пункт 2 комментируемой статьи содержит специальное правило необходимости включения новых сроков в исходный договор, что может быть оформлено дополнительным соглашением к нему.

Так, судом удовлетворено исковое заявление о взыскании с ответчика неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Суд исходил из того, что путем направления претензии истцом был установлен новый срок выполнения работ, факт воздействия непреодолимой силы или вины истца не подтвержден материалами дела (см. подробнее: Апелляционное определение Мурманского областного суда от 05.03.2014 N 33-697).

Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Московского городского суда от 24.05.2011 по делу N 33-15498.

3. Расходы, понесенные потребителем в связи с привлечением к выполнению работы (оказанию услуги) третьих лиц или в связи с выполнением ее своими силами, подлежат возмещению с исполнителя, нарушившего сроки, при условии их разумности. При этом потребитель (заказчик) обязан доказать факт понесения таких расходов (например, чеками, договорами, расписками и т.д.), а исполнитель, в случае несогласия с размером указанных расходов, должен доказать их неразумность.

Так, суд указал на то, что при нарушении сроков выполнения работ акт приема-передачи не подписывался, в связи с чем исполнитель не вправе требовать оплаты выполненной работы, т.к. потребитель ее не принял (см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2013 по делу N 11-7685).

4. Отказ от исполнения договора или предъявление требования об уменьшении цены за выполненные работы предполагает применение правил определения сумм, причитающихся потребителю в связи с ненадлежащим исполнением обязательств контрагентом по договору, установленных п. п. 3 — 5 ст. 24 комментируемого Закона.

Так, в расчет принимается стоимость товара на момент предъявления соответствующего требования либо разница между ценой работ (услуг), установленной договором и ценой соответствующей работы (услуги) на момент добровольного удовлетворения требования или на момент вынесения судебного решения.

Учитывая, что комментируемая статья не устанавливает обязанности исполнителя вернуть потребителю денежные средства, уплаченные в виде аванса, требовать возврата указанных денежных средств потребитель вправе на основании п. 3 ст. 450, п. 4 ст. 453 ГК РФ, т.е. как убытки, связанные с расторжением договора.

Следует отметить, что данная статья предусматривает одинаковые негативные последствия для исполнителя при нарушении как конечных, так и хотя бы одного промежуточных сроков. Не совсем понятно, связана ли такая формулировка со стремлением законодателя усилить ответственность исполнителя, или это недоработка законодательной базы, однако даже если исполнитель не выйдет за рамки общих сроков выполнения работ, потребитель вправе использовать любое требование, предусмотренное п. 1 комментируемой статьи, вплоть до отказа от договора, за нарушение промежуточного срока.

5. Неустойка, предусмотренная комментируемой статьей, ограничена размером и периодом взыскания. Стороны договора могут изменить размер законной неустойки, увеличив его.

Однако, как показывает практика, снижение неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона, на основании ст. 333 ГК РФ (абз. 2 п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17) широко распространено (см.: Апелляционное определение Московского областного суда от 13.11.2012 по делу N 33-22586).

При изложении данной нормы законодатель использует понятие «цена заказа», под которым, по-видимому, следует понимать все работы и услуги, входящие в предмет договора.

Так, Суд признал обоснованными требования истца о взыскании с подрядной организации расходов на устранение недостатков в квартире. Кроме того, Суд взыскал с ответчика неустойку за просрочку исполнения обязательства по возмещению расходов на их устранение, рассчитав ее размер на основании п. 1 ст. 31 и п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» с применением ст. 333 ГК РФ (см.: Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2009 N 24-В09-8).

Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 20.05.2013 по делу N 33-4558/2013, Апелляционном определении Московского городского суда от 06.03.2013 по делу N 11-262, Апелляционном определении Московского городского суда от 26.04.2013 по делу N 11-9728.

Закон связывает возможность расчета неустойки с обязательным определением сроков выполнения работ.

+Читать далее…

Так, суд отказал в удовлетворении иска о взыскании неустойки за несвоевременные поставку оборудования и выполнение работ, т.к. стороны не определили конкретные даты окончания работ (см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26.04.2013 по делу N 11-17187).

Применяя нормы комментируемого Закона о взыскании неустойки, следует исходить из того, что Закон применяется в части, не урегулированной специальными законами. Поэтому, например, к договору имущественного страхования указанные нормы неприменимы. В данном случае следует руководствоваться положениями ст. 395 ГК РФ (см.: Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.04.2013 по делу N 33-2385/2013).

>Статья 28.1 КоАП РФ

Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
  • 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1-1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

1-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1-2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9-1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1-2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55-2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1-3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1-1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1-1 и 1-3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
  • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • 5) Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 9 ноября 2009 г. N 249-ФЗ;
  • 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

>Последние изменения ст. 28.1

4 июля 2016 г., в соответствии с Федеральным Законом № 264-ФЗ от 03.07.2016 г., статья 28.1 дополнилась новой частью 1-2-2.