Статья 99 ФЗ

Общие положения статьи 99 ФЗ 229

Статья 99 “Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления” федерального закона № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” состоит из 4 статей, которая предусматривает особенности вычета для отдельных обстоятельств.

Пункт 1 статьи 99 устанавливает требование, которое предусматривает осуществление удержаний только после вычета налогов из зарплаты должника или других его доходов. К доходам неплательщика также причисляются и вознаграждения за интеллектуальную деятельность.

О ФЗ 442 в новой редакции 2018 года смотрите

Пункт 2 статьи 99 определяет предельный размер удержания из доходов гражданина во время выполнения требований исполнительного документа. Лимит вычета составляет пятьдесят процентов от всех видов дохода должника и осуществляется он только после того, как неплательщик осуществит все предусмотренные в соответствии с исполнительным актом действия.

Пункт 3 статьи 99 предусматривает перечень ограничений при удержании денег из доходов должника-гражданина. Взыскание устанавливается в размере 70%, вместо установленных 50% в пункте 2 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:

  • выплата алиментов;
  • возмещения вреда, нанесённого здоровью;
  • осуществление компенсационных выплат по случаю утраты кормильца;
  • компенсация ущерба, нанесённого вследствие совершения преступления.

Пункт 4 статьи 99 ограничивает распространение положений пунктов 1-3 настоящей статьи о взыскании денежных средств с активного счёта гражданина-неплательщика, на который осуществляется начисление заработной платы работодателем, за исключением последнего периодического зачисления.

Ознакомьтесь также с полезной информацией: ФЗ №99 О лицензировании отдельных видов деятельности. Ссылка :

Последние изменения

Последние изменения статьи 99 ФЗ “Об исполнительном производстве” состоялись 3 декабря 2011 года с принятием законодательства о поправках № 389-ФЗ. В ходе редактирования был введён пункт 4, который предусматривает ограничение удержаний с активных счетов должника.

В ходе последних изменений законодательства 31 декабря 2017 года поправки статьи 99 не затронули.

Комментарии и разъяснения к статье 99

Комментарии к статье 99, предусматривающей порядок расчёта удержаний из доходов граждан-должников в соответствии с законодательством Российской Федерации “Об исполнительном производстве”, составленные профессиональными юристами, разъясняют положения статьи с целью исключения их двусмысленного понимания и приводят ссылки на другие законодательные акты, которые подтверждают установленный порядок взыскания и дают более развернутые ответы.

Для ознакомления с комментариями, рекомендуется скачать документ по ссылке.

Скачать 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” был принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года и одобрен Советом Федерации 19 сентября того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 2 октября 2007 года.

ФЗ-229 определяет задачу исполнительного производства, которая заключается в своевременном и правильном исполнении судебных актов, а также других предписаний должностных лиц и исполнительных органов власти.

Выполнение предусмотренной задачи преследует достижения ряда целей, которые защищают законные права, свободы и интересы граждан Российской Федерации, а также общественных организаций и объединений, включая исполнение обязанностей в соответствии с международным договором РФ.

Законодательство состоит из 19 глав следующего содержания:

  • Глава 1 (ст. 1-11) описывает общие положения, определяет сферу действия закона, его принципы и ряд общих требований к исполнению судебных актов;
  • Глава 2 (ст. 12-14) перечисляет виды исполнительных документов и приводит ряд требований к их содержанию и оформлению;
  • Глава 3 (ст. 15-23) устанавливает временные сроки по осуществлению исполнительного производства;
  • Глава 4 (ст. 24-29) предусматривает порядок доставки и вручения исполнительных извещений и вызовов;
  • Глава 5 (ст. 30-47) определяет особенности осуществления исполнительного производства;
    Глава 6 (ст. 48-63) перечисляет перечень лиц, которые участвуют в исполнительном производстве, а приводит также их права и обязанности;
  • Глава 7 (ст. 64-68) определяет исполнительные действия и меры для принудительного исполнения установленных судом требований;
  • Глава 8 (ст. 69-88.1) описывает порядок обращения взысканий на имущество должника;
  • Глава 9 (ст. 89-93) предусматривает возможность и порядок продажи имущества неплательщика на торгах;
  • Глава 10 (ст. 94-97) устанавливает особенности взыскания долгом за счёт имущества, если неплательщиком является организация;
  • Глава 11 (ст. 98-102) определяет правила взыскания денежных средств с гражданина-должника;
  • Глава 12 (ст. 103-104) описывает особенности взыскания штрафов, которые были назначены за совершения уголовного преступления;
  • Глава 12.1 (ст. 104.1-104.5) устанавливает порядок исполнения судебных актов для иностранных государств;
  • Глава 13 (ст. 105-109.3) устанавливает правила по исполнению неимущественных требований;
  • Глава 14 (ст. 110-111) предусматривает порядок выполнения требований взыскателей;
  • Глава 15 (ст. 112-115) определяет ответственность за нарушения положений настоящего законодательства;
  • Глава 16 (ст. 116-117) описывает порядок возмещения расходов на исполнительное производство;
  • Глава 17 (ст. 118-121) устанавливает меры по обеспечению защиты взыскателей, должников и исполнителей;
  • Глава 18 (ст. 122-128) предусматривает правила и сроки для обжалования судебных постановлений, а также действий приставов и других должностных лиц;
  • Глава 19 (ст. 129-130) содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу и об отмене других законов.

Для подробного ознакомления с Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 “Об исполнительном производстве” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке ниже.

также прочтите про последние изменения в Федеральном законе №103. Ссылка

Скачать ФЗ-229

Законные взыскания и удержания из заработной платы

Нарушения, связанные с выплатой заработной платы, считаются проступками, которые наказываются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Это вынуждает работодателя быть особенно внимательным к выплате сотрудникам положенной зарплаты. Необходимо безошибочно отличать законные удержания и взыскания заработной платы от действий, которые могут быть квалифицированы как нарушения работодателя, связанные с выплатой работнику заработной платы. Рассмотрим случаи, когда удержания из заработной платы законны.

Основания удержания из заработной платы

Статьей 137 Трудового кодекса РФ установлено, что удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных самим ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 137 ТК РФ дан закрытый перечень оснований для удержания из заработной платы работника. Согласно этому перечню удержания могут производиться:

1) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

2) погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность;

3) возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок;

4) возврата сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

5) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска (кроме случаев увольнения в результате сокращения штата, ликвидации организации и т.п.).

К нормам иных федеральных законов, устанавливающих удержания из заработной платы, относятся:

— ст. 226 Налогового кодекса, по которой налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате;

— ст. 109 «Обязанность администрации организации удерживать алименты» Семейного кодекса РФ, которой предусмотрена обязанность администрации организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты, ежемесячно удерживать алименты из заработной платы или иного дохода такого лица. Алименты должны выплачиваться администрацией или переводиться за счет лица, обязанного уплачивать алименты лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы или иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты. Основанием для уплаты алиментов может служить нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов или исполнительный лист;

— ст. 98 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина» Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ), которым предусмотрено удержание иных платежей по исполнительному листу, в частности алиментов;

— ст. 107 «Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы» Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Оформление удержания

При удержании для погашения неотработанного аванса, неизрасходованного аванса, выданного в связи с командировкой, или для возврата излишне выплаченных работнику сумм вследствие счетной ошибки или при простое по вине работника необходимо, чтобы работник не оспаривал основание и размеры удержания.

Для подтверждения этого работодатель должен получить письменное согласие работника (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0). Такое согласие на удержание оформляется заявлением работника, составленным в свободной форме. Решение об удержании оформляется приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Поскольку унифицированной формы такого приказа в настоящее время не существует, он также оформляется в произвольной форме.

Мы рекомендуем и в заявлении работника, и в приказе указывать фамилию, имя, отчество работника, его должность, основание для удержания, сумму удержания и период, за который производится удержание.

Согласие работника тем более важно, что использованное в ст. 137 ТК РФ понятие «счетная ошибка» в законодательстве не раскрывается, а потому у работодателя могут возникнуть проблемы с доказыванием этого неопределенного основания.

В отсутствие согласия работника удержание (за исключением удержания за излишне использованный отпуск) может быть легально осуществлено лишь в судебном порядке.

Выдача денежных сумм под отчет, в том числе связных с командировкой авансов, регулируется п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40). Согласно этому документу предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Для соблюдения этого требования и правильного оформления последующего удержания по соответствующему основанию аванс на командировку должен быть оформлен приказом руководителя с указанием ФИО работника, его должности, размера аванса и срока отчета по его использованию с возвращением неиспользованной части.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, согласно тому же решению № 40 обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Авансовый отчет составляется по форме № АО-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55). К отчету прилагаются документы, подтверждающие произведенные расходы.

Согласно ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

Простой определяется ст. 72.2 ТК РФ как временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работника не оплачивается.

Для возврата излишне выплаченных сумм при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, согласие работника не требуется. Однако и в этом случае для оформления удержания мы рекомендуем издать приказ обозначенного выше содержания.

Внимание!

Письмо УФНС России по г. Москве от 11.01.2007 № 21-08/001467@ «Об учете при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль средств, удержанных из оплаты труда увольняемого работника за не отработанные им дни отпуска» содержит следующее разъяснение: поскольку расходы организации-работодателя, понесенные в связи с предоставлением работнику ежегодно оплачиваемого отпуска, учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли, то доходы в виде удержания за неотработанные дни отпуска из оплаты труда работника в связи с его увольнением необходимо учесть в составе внереализационных доходов.

В статье 136 ТК РФ содержится требование об обязательной письменной форме извещения работника о размерах и об основаниях произведенных удержаний при выплате заработной платы. В расчетной ведомости, форма которой утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, существуют поля для указания удержаний из заработной платы, однако отсутствует поле для подписи работника, подтверждающего его ознакомление с письменным уведомлением об удержании. В связи с этим рекомендуем включать фразу, подтверждающую ознакомление работника с удержанием, и подпись работника в приказ об удержании из заработной платы.

Взыскание уже выплаченной заработной платы

Взыскание уже выплаченной заработной платы в отличие от удержания производится не работодателем, а уполномоченным органом. Для этого работодатель должен обратиться в комиссию по трудовым спорам с заявлением или в суд с иском.

Трудовым кодексом РФ в ст. 137 установлен исчерпывающий перечень оснований для взыскания с работника уже выплаченной заработной платы. Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

1) счетной ошибки;

2) признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

3) излишней выплаты заработной платы работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Иногда работодатели пытались обойти эти ограничения, взыскивая с работника уже выплаченную заработную плату как неосновательное обогащение. Однако ст. 1109 Гражданского кодекса РФ заработная плата и приравненные к ней платежи отнесены к средствам, не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения.

В Определении Верховного суда РФ от 28.05.2010 № 18-В10-16 подчеркивается: заработная плата, излишне выплаченная работнику не по его вине и не в связи со счетной ошибкой, не может быть с него взыскана по ст. 1109 ГК РФ.

Ограничение размера удержаний

Статья 138 ТК РФ для удержаний из заработной платы установлен ряд ограничений.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы по общему правилу не может превышать 20%.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы может составлять 50% заработной платы, причитающейся работнику. В настоящее время 50-процентное удержание заработной платы предусмотрено:

1) ст. 226 НК РФ — при удержании НДФЛ;

2) ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ — при удержании из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы;

3) ст. 99 Закона № 229-ФЗ — при исполнении исполнительного документа. В силу ст. 138 ТК РФ при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы.

Однако в отдельных случаях законодательством допускается удержание по одному или нескольким основаниям до 70%. Это касается:

— удержаний из заработной платы при отбывании исправительных работ;

— взыскания алиментов на несовершеннолетних детей;

— возмещения вреда, причиненного здоровью другого лица;

— возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

— возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. Согласно ст. 101 Закона № 229-ФЗ к таким выплатам в числе прочего относятся:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

4) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

В пункте 2 ст. 101 Закона № 229-ФЗ установлено, что по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца допускается обращение взыскания на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью.