Жалоба по правам человека

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Должность занимает
Татьяна Николаевна Москалькова
с 22 апреля 2016 года
Кандидатура предлагается Президентом Российской Федерации
Назначается Государственной думой
Срок полномочий 5 лет
Должность появилась 1994 год
Должность восстановлена 1998 год
Первый в должности Сергей Адамович Ковалёв
Сайт ombudsmanrf.org

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

История

22 ноября 1991 года Верховный совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, статья 40 которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, причем указывалось, что он «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Последовавший вскоре распад СССР привел к тому, что эту должность так и не ввели.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была введена Конституцией России 1993 года. Однако становление этого правозащитного института происходило в 1990-е годы с большим трудом. Первым Уполномоченным стал С. А. Ковалев, назначенный на эту должность Государственной думой 17 января 1994 года. Он одновременно возглавлял Комиссию по правам человека при президенте России, созданную указом президента России от 1 ноября 1993 года. Эта комиссия была наделена полномочиями по рассмотрению обращений жалоб на нарушение их прав на расследование этих фактов. В момент его назначения не было федерального конституционного закона, регулирующего деятельность омбудсмена. Поэтому деятельность Уполномоченного регламентировалась указом президента Российской Федерации от 4 августа 1994 года, который обязывал должностных лиц предоставлять омбудсмену информацию, необходимую для его деятельности, а также устанавливал, что до принятия соответствующего конституционного закона Уполномоченный должен осуществлять полномочия, предоставленные ему как председателю Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации.

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева. После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ, получивший 340 голосов депутатов. Его преемники (В. П. Лукин, Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина.

Порядок рассмотрения жалоб

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает двухступенчатую систему рассмотрения жалоб, поступающих Уполномоченному:

  • В течение 10 суток после регистрации жалобу рассматривает работник аппарата Уполномоченного. Он проверяет соблюдение формальных критериев жалобы — не пропущен ли срок обращения к Уполномоченному, правильно ли оформлена жалоба;
  • После того, как жалоба признана приемлемой ее должен рассматривать лично Уполномоченный. Однако на практике подавляющее большинство жалоб, принятых к рассмотрению, по существу рассматривают и дают ответы сотрудники аппарата Уполномоченного. Согласно докладу Уполномоченного за 2016 год лично Уполномоченный рассмотрела только 2858 обращений из поступивших 42549.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

У федерального Уполномоченного есть свой рабочий аппарат, численность которого (по состоянию на 2016 год) — 200 человек. Все они имеют высшее образования, 65 % сотрудников аппарата имеют юридическое образование. Сотрудники аппарата не имеют полномочий, которые предоставлены Уполномоченному. По доверенности Уполномоченного сотрудники его аппарата имеют право участвовать в судебных заседаниях, парламентских слушаниях, а также проверках, проводимых совместно с другими государственными органами. Ни один сотрудник аппарата Уполномоченного не вправе (даже при наличии доверенности) запрашивать у государственных органов какую-либо информацию, знакомиться с материалами уголовных, гражданских и административных дел, участвовать в судебных заседаниях. Структурно в 2017 году аппарат Уполномоченного состоял из восьми управлений. Однако именно Аппарат рассматривает по существу большинство жалоб, поступающих Уполномоченному. В 2015 году из 28,6 тыс. поступивших к Уполномоченному обращений «самостоятельно» Уполномоченный Э. Памфилова рассмотрела лишь около 1,5 тыс. обращений. Уполномоченный также передает на рассмотрение в аппарат жалобы, которые ему передают лично. В июле 2017 года сотрудница аппарата Уполномоченного Л. М. Морозова, которой передали жалобу на необоснованное осуждение Данила Безбородова, сообщила его отцу, что «порвала» бы его сыну задний проход (она высказалась грубее). При этом сотрудница отметила, что в прошлом работала следователем.

Эффективность института Уполномоченного

Единых критериев эффективности Уполномоченного в российском законодательстве нет. Однако в докладах омбудсменов публикуют сведения о работе с жалобами граждан. При этом важнейшим показателем эффективности является доля жалоб, по которым Уполномоченному удалось восстановить права заявителя. Кроме того, значение имеет право подачи Уполномоченным жалобы в Конституционный суд в интересах заявителя. Это право дает (в случае удовлетворения жалобы) возможность признать неконституционными законов, примененных в деле заявителя, что позволяет осуществить пересмотр своих дел тем лицам, в деле которых признанный неконституционным закон применялся (даже, если они не обращались к Уполномоченному).

Работа с жалобами на нарушение прав человека

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению.

  • В 2012 году омбудсмену удалось добиться полного восстановления прав заявителя по 7,7 % дел.
  • В 2013 году полного восстановления прав заявителей удалось достичь по 5,8 % дел.
  • В 2014 году сменился Уполномоченный по правам человека. Согласно докладу за 2014 год Уполномоченным были «приняты меры для восстановления нарушенных прав» по 78,1 % жалоб (25303 жалобам из поступивших всего за 2014 год омбудсмену 32382 жалоб). Таким образом за год эффективность повысилась более, чем в 13 раз. Что имеется в виду под «мерами для восстановлению» сказать трудно, так как в докладе за 2014 год не указана доля дел, по которым удалось добиться полного восстановления прав заявителей. В докладе за 2014 год, в отличие от доклада за 2013 год, также не указано какое количество жалоб было признано неприемлемыми и по какому количеству жалоб было направлено разъяснение. Скорее всего в данном случае имеет место явная приписка. Уполномоченный по правам человека в Ростовской области в интервью сообщил в 2016 году, что ему удается добиться положительного решения только по 12 % обращений. Он рассказал, что ему омбудсмен из Якутии сообщила своему коллеге из Ростовской области, что ей удается добиться принятия положительного решения по 80 % обращений. Ростовский Уполномоченный (в прошлом прокурор Ростовской области) в 2016 году заметил, что столь высокой эффективности у омбудсмена быть не может и что до 80 % можно дотянуть, если записать в эффективность жалобы, по которым права заявителя не были восстановлены, но заявителю даны разъяснения и рекомендации;
  • В 2016 году вновь изменилась методика подсчета эффективности работы Уполномоченного по обращениям. Согласно докладу Уполномоченного Т. Н. Москальковой в 2016 году к омбудсмену поступило 42 549 обращений, по 89,1 % которых «приняты все все входящие в компетенцию Уполномоченного возможные меры реагирования». При этом в докладе не поясняется какие конкретно «меры реагирования» приняли. Также в докладе за 2016 год не указана доля обращений, которые были признаны неприемлемыми и доля жалоб, по которым было отказано.

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по 2014 годы по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 45 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году. Для сравнения — всего за 1999—2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений. Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова, такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин, успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд. В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России. В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году. Заключение Уполномоченного для Конституционного суда может противоречить интересам заявителя. Например, в январе 2017 года в заседании Конституционного суда Российской Федерации была зачитана просьба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москальковой о сохранении статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка проведения митингов. Москалькова просила сохранить «с учетом запроса общества». Это выступление адвокат заявителя И. И. Дадина (единственного осужденного по данной статье) назвал «ножом в спину правам человека». В итоге Конституционный суд Российской Федерации статью 212.1 Уголовного кодекса сохранил, но ограничил ее применение, после чего осужденный Дадин был освобожден и полностью оправдан.

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам. Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже — за 2015 год она направила туда 49 обращений. В 2016 году от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Верховный суд Российской Федерации поступило 92 обращение.

Уполномоченный и суды общей юрисдикции

Право Уполномоченного обращаться в суды общей юрисдикции на любой стадии рассмотрения дела было введено лишь в середине 2010-х годов. Этим правом Уполномоченный в 2016 году пользовалась редко — ее представители за 2016 год приняли участие в 42 заседаниях:

  • 31 заседание по гражданским делам;
  • 5 заседаний в связи с административным исковым заявлением;
  • 6 заседаний в порядке надзора.

> Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Основная статья: Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации

Должность регионального омбудсмена как отдельного государственного правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства. Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов. После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году. Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области. Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии. Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Хронология назначения в 1996—2000 годах первых региональных Уполномоченных по правам человека была следующей (в скобках указан первый Уполномоченный в регионе, назначенный или избранный на данную должность в этом году):

  • 1996 год — Башкирия (Ч. Б. Газитов);
  • 1997 год — Свердловская область (В. В. Машков);
  • 1998 год — Смоленская область (В. Н. Осин)
  • 1999 год — Саратовская область (А. С. Ландо) и Астраханская область (В. Н. Виноградов);
  • 2000 год — Волгоградская область (М. А. Таранцов) и Татарстан (Р. Г. Вагизов);

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью — подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году).

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 — 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова, которая находится в этой должности с 2001 года. Другим примером является Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волков, который находится в этой должности с 27 июня 2001 года.

В 2015—2016 годах была выстроена в России своего рода «вертикаль» Уполномоченных по правам человека с федеральным омбудсменом во главе. В 2015 году федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» была внесена статья 36.2, которая создала Совет уполномоченных по правам человека в России, в который включены по одному региональному омбудсмену от каждого федерального округа. С 2016 года региональные омбудсмены при назначении проходят согласование с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который беседует с ними, а также изучает их резюме. Всего в 2016 году федеральный Уполномоченный согласовал кандидатуры омбудсменов в 24 субъектах Российской Федерации. Региональные омбудсмены часто обращаются к федеральному Уполномоченному, но, как правило, не для содействия в защите прав граждан. Например, из более, чем 1200 обращений региональных Уполномоченных к федеральному омбудсмену, поступивших в 2016 году, только 287 содержали просьбы о содействии в защите прав граждан. Наблюдается и обратный процесс — направление федеральным Уполномоченным и сотрудниками его аппарата обращений региональным коллегам. Подавляющее большинство этих обращений не касаются защиты прав граждан-заявителей. Например, из 900 обращений, направленных в 2016 году Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и работниками его аппарата региональным омбудсменам только 84 обращения содержали просьбу об оказании содействия по обращениям граждан.

Примечания

  1. Василенко А. В., Черных В. М. На страже прав человека // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 2. — С. 25.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  3. 1 2 3 Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. № 4-1 (56). — С. 84.
  4. 1 2 3 4 5 Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  5. 1 2 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 33.
  6. Татьяна Москалькова ставит важный вопрос о нехватке работников в аппаратах омбудсманов
  7. 1 2 3 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 219.
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 218—219.
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 26, 33.
  10. 1 2 Правозащитница: подчиненная Москальковой захотела порвать задний проход фигуранту дела Чудновец
  11. 1 2 3 http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/appeals/doclad2013.pdf
  12. 1 2 http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/doklad2014.pdf
  13. 1 2 3 Единство областных омбудсменов Ростова-на-Дону…
  14. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 28, 33.
  15. Решения Конституционного Суда Российской Федерации. www.ksrf.ru. Проверено 30 ноября 2015.
  16. 1 2 Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  17. Сведения о поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации обращениях (делах)
  18. Об обращениях Уполномоченного в Конституционный Суд в 2015 году. ombudsmanrf.org. Проверено 22 апреля 2016.
  19. Сведения о поступивших в Конституционный суд Российской Федерации обращениях (делах)
  20. 1 2 3 Чьи интересы отстаивает омбудсмен?
  21. Подсчет проведен по сайту Верховного суда: Справочная информация по жалобам Архивировано 30 марта 2016 года.
  22. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 год. — М., 2016. — С. 183—183. Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2015 (недоступная ссылка)
  23. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 200.
  24. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 201.
  25. 1 2 3 4 5 6 Полиция задерживает гражданского активиста в приемной Федерального омбудсмена России за одиночный пикет
  26. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35 — 36.
  27. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 3939-6 ГД «О назначении Памфиловой Эллы Александровны на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» Архивировано 19 марта 2014 года.
  28. Госдума досрочно прекратила полномочия Эллы Памфиловой на посту уполномоченного по правам человека — Первый канал
  29. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 138.
  30. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 139.
  31. Вертикаль омбудсменов России получит новое развитие
  32. Клуб бывших, но всё ещё нужных
  33. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 207.
  34. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 208.
  35. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 209.

Главные аспекты

Основной целью деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение соблюдения в полной мере всех законных и конституционных прав и свобод, которые имеет каждый гражданин России.

Он независим, то есть, не находится в подчинении ни у одного государственного органа.

Он не отчитывается за свою деятельность ни перед одним из должностных лиц. Напрямую подчиняется Президенту РФ.

Уполномоченный осуществляет свою деятельность всегда. Даже введение в стране и на её территории военного или чрезвычайного положения, не прекращает и не приостанавливает деятельность Уполномоченного.

Ничто не может ограничить его компетенцию на территории РФ.

В течение всего срока своей деятельности, Уполномоченный имеет неприкосновенность.

То есть, он не может быть:

  • арестован;
  • задержан;
  • привлечён к судебной ответственности;
  • подвергнут обыску.

Как обратиться

Обращаться к Уполномоченному нужно только письменно. Устной формы жалобы в России не предусмотрено.

Жалоба должны быть написана грамотно, с соблюдением правил русского языка и деловой переписки.

Унифицированной формы жалобы не существует, но необходимо придерживаться норм и правил, указанных в ст. 7 Закона № 59-РФ.

Подача претензии на имя Уполномоченного не лишает гражданина права подачи такой же претензии, но в другие надзорные и контролирующие органы.

Обратиться можно:

Лично посетив приёмную Уполномоченного и передав жалобу через секретаря
Направив жалобу на почтовый адрес 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Через интернет-приёмную которая работает на официальном сайте
Через социальные сети

Кто имеет право

Обратиться к Уполномоченному может:

Любой гражданин РФ
Лицо имеющее гражданство другой страны, но законно проживающее на территории РФ
-«- не имеющее гражданства ни одной страны, но законно проживающее в России

Что входит в его компетенцию

У Уполномоченного по правам человека в РФ есть свои права и обязанности. В его компетенцию входит:

Беспрепятственное посещение органов государственной власти и местного самоуправления а также воинских частей, общественных объединений и иных учреждений
Запрос любых документов в различных структурах получение письменных и устных объяснений от государственных служащих и должностных лиц
Проведение проверки деятельности не только государственных органов и органов местной власти, но и должностных лиц
Беспрепятственное «знакомство» с уголовными, гражданскими и административными делами находящимися на рассмотрении в судах любой юрисдикции в РФ

В рамках своей компетенции, Уполномоченный имеет следующие полномочия:

Рассматривать жалобы от граждан РФ а также от лиц иностранных государств, законно находящихся в России и лиц без гражданства, также законно проживающих в РФ
Рассматривать жалобы на действия или бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц различных уровней
Разрабатывает и принимает все необходимые меры для защиты нарушенных прав и свобод обратившегося гражданина

В компетенцию Уполномоченного не входит рассмотрение жалоб на решения палат Федерального Собрания РФ.

Видео: как обратиться к Уполномоченному по правам человека

Как написать жалобу уполномоченному по правам человека

Когда человек решил написать жалобу на имя Уполномоченного, он должен ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к обращениям граждан. Они указаны в ст. 7 Закона 59-ФЗ.

Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна быть:

  1. Подана в письменном виде.
  2. Может быть написана от руки, а может быть напечатана на компьютере.
  3. Отправлена любым доступным способом.
  4. Отвечающей требованиям русского языка и деловой переписки.
  5. Должна быть подписана заявителем. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Какие требования предъявляются к заявлению

В статье 7 Закона № 59-ФЗ приведены основные требования к письменным обращениям от граждан.

В этой статье сказано, что бумага должна содержать в себе:

Полное правильное название «Уполномоченному по правам человека в РФ» можно также указать и ФИО – Москалькова Татьяна Николаевна. Если жалоба подаётся уполномоченному в конкретном субъекте федерации, то нужно указать название субъекта, а также его ФИО
Сведения о заявителе полностью ФИО, адрес места и контактная информация.

Это:

  • почтовый адрес для направления почтовых отправлений;
  • действующий адрес электронной почты для направления электронных уведомлений;
  • актуальный номер мобильного телефона, для быстрой связи
Название документа в данном случае, это «жалоба». Также нужно указать причину её подачи. Например, «жалоба на бездействие органов местного самоуправления» или «жалоба уполномоченному по правам человека трудовые права»
«Тело» жалобы здесь нужно изложить только актуальную и достоверную информацию
Объективные причины для подачи при возможности, изложенные сведения должны быть подтверждены документами
Дата подачи и подпись заявителя а также её расшифровка

Если жалобу от лица заявителя подаёт его представитель, то последний должен иметь на руках нотариальную доверенность, а её реквизиты необходимо указать в «шапке» документа.

Способы подачи обращения

Подать жалобу можно несколькими способами:

Лично посетив приёмную по права человека по адресу г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Через секретаря можно передать претензию. Но, нужно проследить, чтобы секретарь правильно зарегистрировал входящий документ. Для этого нужно составить 2 идентичных экземпляра жалобы. Секретарь на обоих ставит дату приёма документа на регистрацию, а также номер входящего документа. Один экземпляр остаётся у жалобщика, а второй – отправляется на рассмотрение
Почтовым отправление по адресу 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Саму жалобу и прикладываемые к ней документы, необходимо отправить заказным письмом с уведомлением. Когда уведомление вернётся обратно заявителю, в нём будет указана дата принятия письма и подпись того сотрудника, который его принял. Уведомление выкидывать не нужно, оно является доказательством того, что письмо доставлено по адресу. Если обращение подаётся на имя Уполномоченного по субъекту федерации, то направлять нужно по другому адресу
Через официальный сайт На официальном сайте http://ombudsmanrf.org/. Уполномоченного работает онлайн-приёмная для граждан
Через социальные сети Уполномоченный имеет аккаунты во всех известных соцсетях, работающих на территории РФ.

Это:

  1. «Живой журнал» — http://ombudsman-rf-ru.livejournal.com/.
  2. «ВКонтакте» — https://vk.com/id54619837.
  3. «Твиттер» — https://twitter.com/ ombudsmanrf.
  4. «YouTube» — https://www.youtube.com/user/Ombudsmanrf.

Но такое обращение будет носить больше консультационный характер

По телефону «горячей линии» или с помощью факса Но это не жалоба, а консультация с оператором

Образец претензии

Для того чтобы правильно оформить жалобу на имя Уполномоченного, нужно иметь перед глазами наглядный пример. Образец жалобы можно скачать здесь.

Сроки рассмотрения

Как только жалоба будет передана Уполномоченному, он должен в течение 10 дней оповестить заявителя о своём решении относительно неё.

Если будет принято решение в отказе от принятия жалобы к рассмотрению, то заявитель должен быть уведомлён в письменной форме. Отказ должен быть мотивирован.

Срок рассмотрения зависит от того, сколько времени понадобиться Уполномоченному для того, чтобы сделать все запросы, изучить все материалы и провести проверки госорганов.

Заявитель должен быть информирован о «судьбе» своего обращения и обо всех передвижениях жалобы.

Ответ уполномоченного по правам человека на жалобу должен быть направлен заявителю тем способом, который указан в обращении.

Какие документы должны быть приложены

Заявитель должен подтвердить все те обстоятельства, которые он изложил в своей жалобе. Поэтому он обязан приложить документы, подтверждающие его слова.

В зависимости от того, что является предметом поданного на имя Уполномоченного обращения, к нему можно приложить:

Копии всех ранее поданных претензий в различные госорганы
Если оспаривается какой-то нормативный акт то его копию
Документы, подтверждающие обстоятельства нарушения прав пример — если речь идёт о нарушении трудовых прав, то нужно приложить:

  • копию трудового договора;
  • копию трудовой книжки со всеми записями;
  • копию жалобы в инспекцию по труду и копию ответа;
  • копию обращения в прокуратуру и копию ответа;
  • иные документы
Подача жалобы Уполномоченному не сопровождается оплатой пошлины, поэтому прикладывать квитанцию не нужно

Принятые решения

По факту поступления жалобы, Уполномоченный может принять следующее решение:

Принять письменное обращение К рассмотрению
Дать письменные разъяснения заявителю, о том, какие способы он может использовать для защиты своих прав Такая информация будет актуальна, если заявитель ещё не все их испробовал. Рекомендуется подавать жалобу Уполномоченному, если она уже была рассмотрена в судебном порядке
Перенаправить полученную жалобу в тот госорган или другую организацию, к компетенции которой относится рассмотрение данного вопроса Заявитель должен быть уведомлён обо всех перемещениях своего обращения
Отказ в принятии к рассмотрению Отказ должен быть мотивирован и направлен заявителю

Уполномоченный по правам человека в РФ является последней инстанции в России, куда можно подать жалобу для защиты своих прав и свобод. Принятое Уполномоченным решение обжалованию не подлежит.

Образец жалобы Уполномоченному по правам человека

(Образец с официального сайта Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации)

Уполномоченному по правам человека

в Российской Федерации

от ____________________________,

проживающего ___________________________,

тел. ___________________________

ЖАЛОБА

(Изложить существо вопроса: какое право нарушено, какой орган (должностное лицо) государственной власти субъекта федерации или орган (должностное лицо) местного самоуправления своими действиями (бездействием) нарушил право заявителя)

Моему сыну Иванову И. И. 1980 г. рождения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 ст. 158 УК Российской Федерации, следственным отделом внутренних дел г. Н-ска с санкции прокурора города 1 марта 2001 г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Сын обжаловал в суд постановление о применении данной меры пресечения, однако судьей 5 марта 2001 г. вынесено постановление об оставлении его жалобы без удовлетворения.

Избрание моему сыну меры пресечения в виде заключения под стражу произведено с нарушением его права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного ст. 22 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основанием для его ареста, как указывается в постановлении об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, послужила общественная опасность и тяжесть преступления, в котором он подозревается.

Вместе с тем, согласно ст. 5 упомянутой Конвенции законное заключение лица под стражу допускается, в частности, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им нового правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

В материалах уголовного дела имеются доказательства того, что мой сын впервые привлекается к уголовной ответственности, раньше никаких правонарушений не совершал, учится на дневном отделении высшего учебного заведения, имеет постоянное место жительства в квартире родителей.

Таким образом, оснований полагать, что он скроется от следствия и суда либо совершит новое правонарушение, не имеется.

С учетом изложенного, прошу защитить конституционное право моего сына на свободу и личную неприкосновенность изменением ему меры пресечения и освобождения из-под стражи.

Приложение:

(К жалобе приложить копии документов, подтверждающих действия (бездействие) органов (должностных лиц), нарушающие права заявителя)

Копия постановления следователя отдела внутренних дел г. Н-ска и судьи Н-ского городского суда.

Дата Подпись

Поделитесь на страничке

Следующая глава >